Опубликовано: 3400

Под хруст снега и купюр

Под хруст снега и купюр

Цена катания на Чимбулаке уже сравнялась с европейскими расценками, на других казахстанских горнолыжных курортах это удовольствие обойдется еще дороже. Но есть и “народные трассы”. Сервис там не изменился с советских времен. Зато катание обойдется даже дешевле, чем в соседнем Кыргызстане. Расскажем мы и о европейских трассах, на которые положили глаз состоятельные казахстанцы.

Чимбулак – от зари и до темна

Самый известный казахстанский горнолыжный курорт теперь может зарабатывать на своих трассах и в ночное время. Не страшно больше и потепление – снеговые пушки наготове.

И покататься, и погудеть

Горнолыжный курорт Чимбулак расположен в живописном ущелье Заилийского Алатау на высоте 2260 м над уровнем моря в 25 км от центра города Алматы. Хотя весь декабрь снега в окрестностях Алматы практически не было, в выходные стоянка перед зданием гостиницы забита машинами. Сюда приезжают не только кататься, но и просто отдохнуть (привозят туристов и гостей города) – то есть “погудеть”.

К зданию и площадке канатной дороги курорта примыкает огромный бетонный куб – тут должна быть верхняя станция гондольной дороги Чимбулак – Медеу. Горнолыжный комплекс находится в процессе реконструкции, его готовят к зимним Азиатским играм 2011 года.

После реконструкции суперсовременная горнолыжная трасса с подъемниками, паркинги и гостиницы должны превратить Чимбулак в казахстанский Куршевель. Но, похоже, дело продвигается медленно – внешне стройка у горнолыжного курорта выглядит так же, как и полгода назад. Как известно, проект включили в план “30 корпоративных лидеров” и постановили выделить на него из казны 251 миллион долларов (все работы оценивались в 850 миллионов). Остальное должны были дать инвесторы – например, известная в Казахстане компания Capital Partners. Но тут случился финансовый кризис.

Кроме того, летом этого года строительный госконтроль заподозрил в проекте комплекса серьезные нарушения, и проверка проекта продолжается до сих пор. Тем не менее, по словам управляющего директора компании Славенко Бадуры, соглашение с Государственным Банком развития Казахстана о полном финансировании строительства уже подписано и деньги будут выделены.

Любой каприз. За ваши деньги

“Работы, в ограниченных объемах, ведутся и сейчас, – отметил Славенко Бадура, – проект огромный, мы его реализуем поэтапно. На первом этапе планировалось закончить гондольную дорогу Медеу – Чимбулак, для которой установлены опоры. На 95 процентов построена верхняя станция, строительство нижней – на начальной стадии. Там будут закрытая автостоянка на 500 мест, открытая – на 800 мест и большой торговый комплекс. Трассы Чимбулака заметно расширили. Нижняя часть склона будет освещаться, и по ней можно будет кататься ночью”.

Самое заметное новшество на Чимбулаке – снеговые пушки, поставленные в самых “проблемных” местах, где уже через пару дней после снегопада лыжи и сноуборды сдирали снег до голой земли. Кроме того, нижнюю часть трассы наконец начали освещать, что позволяет кататься в ночное время.

Заплатил и мерзни

Администрация “Чимбулака” заявляет, что планирует в 2009 году заменить старые подъемники и сократить число промежуточных пересадок на пути к Талгарскому перевалу, откуда и начинается лыжная трасса, с трех до двух.

“После расширения трасс на них кататься могут вдвое больше лыжников, чем раньше, – заверяет гендиректор ТОО СП ГК “Чимбулак” Есет Ешпанов. – Но подъемники старые, медленные, поэтому на посадке постоянно образуются очереди”.

Очереди на подъемник действительно были немалые. Три старые канатные дороги, построенные в советское время, исправно работали, а вот “четырехкресельная”, запущенная в 2001 году, простаивала “по техническим причинам”. Лыжники и сноубордисты толпились у турникета, дожидаясь своей очереди, и недобрым словом поминали администрацию курорта – многие приобрели дневной абонемент за 5000 тенге. Теперь за эту вполне европейскую цену они вместо катания мерзли в очереди.

Расценки Чимбулака низкими не назовешь – разовый подъем по кресельной канатной дороге обойдется в 600 тенге, бугель – 200 тенге. Самый дешевый номер в гостинице стоит 10 000 тенге в сутки. Прокат самых простых лыж с ботинками “потянет” на 4 тысячи, это примерно вдвое дороже, чем в специализированных точках Алматы.

Тем не менее при всей “заряженности” цены на Чимбулаке все же ниже, чем на других недавно модернизированных курортах, таких как Табаган и Ак-Булак. По словам обслуживающего персонала Чимбулака, коллективу курорта в последнее время регулярно задерживают выплату заработной платы, ссылаясь на финансовые трудности. Руководство объясняет все большими инвестициями в улучшение трасс.

“Весной мы планируем ставить новые подъемники, и можно будет поднимать до двух тысяч человек в час, – оптимистично заявляет Есет Ешпанов. – Если сейчас на подъем по первой “канатке” – это примерно километр – уходит 14 минут, то после замены подъемников движение будет вдвое быстрее”.

FIS пометила территорию

Благоустройство трассы делалось в основном вручную, техника к перевалу подняться не могла. Ценный дерн, без которого земля будет смыта дождями, снимали руками, а после работ опять укладывали на место. В начале года склоны высокогорного курорта прошли сертификацию Международной федерации лыжного спорта (FIS). Вследствие этого Чимбулак получил возможность проводить официальные международные старты. В марте текущего года впервые за последние 20 лет на Чимбулаке были проведены соревнования по слалому и слалому-гиганту, громко названные международными. По крайней мере, искать среди участников именитых зарубежных персон было бесполезно.

По заверениям г-на Ешпанова, также уже готов проект новой трассы в ущелье Левый Талгар длиной около 6,5 километра и шириной до километра. Если ее все-таки построят, то общая длина трасс Чимбулака вырастет примерно вдвое. Но этот маршрут не является олимпийским объектом.

Тот самый Куршевель

Горнолыжная Франция – это 380 лыжных курортов, самое большое число подъемников в мире (2500) и самые короткие очереди

на них. Во Французских Альпах расположен и знаменитый Куршевель.

От Женевы до него – 140 км, от французского Лиона – 180. Курорт появился в 1946 году, когда городской совет местечка Сен-Бона одобрил первый план строительства зимнего курорта. К началу 50-х годов были построены первые отели, еще через несколько лет снизу запустили двухместный гондольный подъемник.

Сегодня Куршевелей на самом деле уже четыре. Все они расположены на широких и пологих северо-восточных склонах горной гряды, расходящейся от остроконечной вершины высотой 3051 метр. Все, что в России и Казахстане говорят, пишут и снимают о Куршевеле, касается исключительно его верхнего “этажа”, расположенного на высоте 1850 метров над уровнем моря. Именно здесь мелькают персонажи светской хроники, располагаются лыжные домики (шале) Абрамовича и пятизвездочные отели. Стоимость номеров в них начинается от 2000 евро в сутки, а в среднем, по подсчетам пунктуальных французов, эсэнгэшные олигархи тратят на курорте по 4000 евро в сутки.

Три других Куршевеля, расположенных ниже, – недорогие курорты среднего уровня. Цены подъемников даже в “люксовой зоне” также остаются вполне демократичными. Например, дневной абонемент тут стоит 35,5 евро, а недельный – 170 евро, для детей и подростков действуют скидки. Всего тут 150 километров подготовленных трасс. На склонах работает шестьдесят с лишним подъемников.

Что касается катания, то, по отзывам заядлых лыжников, Куршевель ничем не лучше и не хуже своих соседей Мерибеля, Менюира, Валь Торанса, как, впрочем, и десятков других горнолыжных курортов.

“Народные” трассы: как и 30 лет назад

В окрестностях Алматы есть несколько горнолыжных трасс, созданных еще в советское время. Когда-то ими владели различные спортивные общества или общественные организации вроде профсоюзов. С тех пор часть баз была приватизирована, а кое-какие так и остались “народными”.

База ЦСКА – ржавый забор, обшарпанные стены

Практически в первозданном виде предстает база ЦСКА “Эдельвейс”, находящаяся в Большом Алматинском ущелье, сразу за совхозом “Алатау”. Здесь ближайшая к городу бугельная канатная дорога, ее протяженность – 1500 метров.

До “Эдельвейса” можно добраться от микрорайона “Казахфильм”. Сразу за поселком асфальт обрывается, и последний километр дороги представляет собой грунтовку, довольно круто взбирающуюся к подножию горы. Вокруг теснятся пафосные особняки и коттеджи: земля в этом районе – одна из самых дорогих в Казахстане. Сама база, похоже, до сих пор принадлежит спортивному обществу, иначе ее давно бы снесли либо перестроили. Но – общественное есть общественное! Ржавый забор сохранился лишь местами, машинам въезд на территорию базы преграждают лежащие на земле бетонные блоки. Обшарпанные стены, беленные известкой, крашенные масляной краской вагончики – так выглядели места горнолыжного катания лет 30 назад. Сервис не отличается разнообразием – подъем на бугеле за 200 тенге да прокат лыж. Цены, пожалуй, самые демократичные на рынке. Доступные они еще и потому, что трасса “Эдельвейса” – не для новичков. Верхняя ее часть вообще похожа на гигантский трамплин, съезжать с которого рискуют только хорошо подготовленные лыжники. Но и вторая половина трассы “не приглажена”, она отличается крутизной и множеством мелких горок. В окрестностях нет даже кафе – сюда ездят исключительно кататься.

Дешево и без затей

Примерно такие же условия “предлагаются” лыжникам на базе “Алма-Тау”, расположенной в Талгарском районе в 27 километрах от Алматы. Само живописное ущелье Катыр-Булак, прекрасный горный воздух уже создают атмосферу настоящего туристического рая. Это место более “дружественное” к новичку, который только встал на горные лыжи, склон более пологий, и кататься проще, чем на “Эдельвейсе”. На “Алма-Тау” есть три трассы протяженностью до 1300 метров и два бугельных подъемника. Цена подъема – 200 тенге. Есть прокат лыж. Ниже трасс, в сосновом бору, располагаются дома отдыха и частные коттеджи различного уровня комфорта. Цены на проживание в них – от 5000 тенге в сутки.

Кроме вышеописанных, под Алматы есть еще несколько лыжных трасс “выходного дня”, в частности горнолыжные базы “Динамо”, “Енбек”, база завода “АЗТМ”…

Лыжная Европа: главное – долететь

Если европейская виза у вас уже есть, то ближайшим к горнолыжным курортам Альп городом, связанным с Алматы воздушным сообщением, будет немецкий Франкфурт. Полет туда эконом-классом обойдется примерно в 750 долларов.

Цены на подъемники – как в Казахстане…

Ежегодно в мире в зимние каникулы, в праздники и выходные на горных лыжах катается более 100 миллионов человек. В странах Евросоюза находятся самые известные горнолыжные трассы мира. Вокруг них создана самая развитая в Восточном полушарии индустрия катания по снежным склонам на лыжах, сноубордах, санках и других придуманных для этого приспособлениях.

Цены на курортах Европы, как правило, ниже, чем на трассах сопоставимого уровня в Казахстане и России. Первые в мире бугельный подъемник и канатная дорога были построены в Австрии в 30-е годы. Сегодня в этой небольшой стране насчитывается более 800 горнолыжных курортов с 22 тысячами километров трасс и спусков разной протяженности. Номер в недорогих гостиницах в Австрии можно снять за 20–25 евро в сутки. Недельное пребывание в 3–4-звездочном отеле с бассейном, сауной, завтраком и ужином будет стоить 500–1000 евро. Снимать на неделю выгоднее – как правило, отели делают надбавку за пребывание менее четырех ночей. На наиболее “раскрученных” направлениях места бронируются за 3–4 месяца, а то и за год.

Подъемники во Франции и Швейцарии стоят дороже, чем в Австрии и Италии, и значительно дороже, чем в Восточной Европе. На лучших горнолыжных курортах эта услуга вам обойдется примерно в такую же цену, что и на нашем Чимбулаке. В среднем дневной абонемент (ски-пасс) на трассах Западной Европы продают по 30–35 евро (в Восточной Европе – 17–20 евро). В январе на приличном австрийском курорте шестидневный ски-пасс стоит 140–180 евро, во Франции его цена может доходить до 200–220 евро. По традиции в Европе скидки даются не только на детей, но и на молодежь до 18 лет.

…а снаряжение – дешевле, чем в Алматы

Аренда снаряжения в Европе также дешевле, чем на казахстанских трассах. Недельный прокат лыж с ботинками на взрослого обойдется в 130 евро и вдвое меньше – на ребенка.

Горнолыжный сезон в Европе длится почти круглый год (на ледниках Альп и в Норвегии снег вообще не тает). Год делится на “высокий сезон” и “низкий сезон”. В “высокий сезон” цены возрастают, а свободных мест в гостиницах просто нет, так как их бронируют заранее. Таких периодов бума за зиму бывает несколько. Первый, и самый ажиотажный, – время рождественских каникул и Нового года. Он начинается примерно с третьей недели декабря и длится до начала второй недели января. Затем на трассах наступает затишье. Падают цены на жилье, а на некоторых курортах – и на подъемники. Многие рестораны вывешивают в окнах дисконтные меню или устраивают happy hour – 1–2 часа, когда можно определенные блюда заказать за полцены.

Следующий “высокий сезон” в Европе начинается с февраля, когда у школьников проходят зимние каникулы. В это время склоны наводняются детьми и их родителями. Жилье в феврале найти тоже сложно, лучше всего это делать за два-три месяца до поездки. Тем не менее в февральский “высокий сезон” цены все же не такие безумные, как в конце декабря.

Последняя в сезоне волна туристов набегает на европейские горнолыжные курорты в конце марта, во время празднования католической Пасхи. Цены в это время сравниваются со временем Рождества, но снег совсем не гарантирован – весна!

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи