Опубликовано: 1700

Зов пустыни

Зов пустыни

Туристический вояж на неделю с проживанием в звездочном отеле позволяет отдохнуть и набраться сил, но никак не способствует восприятию многообразия окружающего мира. Поэтому позвольте поделиться впечатлениями о хождении нетуристическими тропами. Первая остановка – Сирийская пустыня.

Хотел экзотики – получай!

Плотный колючий песок, подгоняемый порывами ветра, плавно обтекал изгибы и складки местности. На десятки километров вокруг простиралась безжизненная равнина. Пустыня! Карта навигатора GPS упрямо показывала, что ближайший крупный город – это Багдад. Электронному помощнику невдомек, что крупный город – в Ираке, а я в Сирии. За спиной остались Алеппо, Хомс и еще десяток городков и поселков этой удивительной страны. Вот так забрались! Поваленный ветром дорожный знак скупо сообщает о направлении на Багдад, умалчивая о расстоянии. Где-то здесь начинается Badiyat ash Sham. Хотел Сирийскую пустыню – получай!

Глыбы растут из земли, как в сказке о зубах дракона

Благо, даже в этом отдаленном районе Сирии дороги приемлемого качества. За световой день наматываешь на колеса шоссейку, изредка – гравийку. Бездорожье всегда рядом. Стоит свернуть с трассы – милости просим в пески! И какая она разная, эта пустыня! Миллиарды песчинок, словно единое живое существо! Стоит внезапному порыву ветра стронуть критическую массу – и… зашуршало, запело, засвистело на все лады! Правду говорят – музыка пустыни!

За следующим поворотом трассы равнина цвета охры сменяется на каменную пустошь. Ни единого островка растительности. Но какие разнообразные краски! Прямо на глазах из земли вырастает хребет и скальным массивом убегает за горизонт, чтобы через пару сотен километров спрятаться в плодородной долине. Такое соседство заставляет ценить и возделывать любой клочок земли, пригодной для сельскохозяйственных нужд. Красная почва, богатая железом, идеально подходит для садов оливковых деревьев. А там, где каменная пустыня прочно удерживает свои позиции, крестьяне десятилетиями освобождают от камней будущее поле. Возникает такое ощущение, что глыбы буквально растут из земли, как в сказке о зубах дракона.

К казахстанскому паспорту – с недоверием

Мы останавливаемся ночевать именно здесь, в холодной Сирийской пустыне. Вечером температура падает до плюс 5–7. Значит, утро порадует лазурным безоблачным небом, и, собрав палатку, мы двинемся дальше. Многие арабы с недоумением и даже подозрением относятся к такому проявлению кочевой жизни европейцев. Передвижение по Сирии свободное, за исключением особо охраняемых зон. Но к внезапному появлению военизированных или дорожных патрулей надо быть готовым. Ярко-красные плакаты на арабском и английском, периодически встречающиеся на обочине, дают понять, что спокойствие в стране дается непросто. Ну вот! Человек в гражданской одежде у мощного джипа, припаркованного на обочине, призывно машет рукой. Останавливаемся. Традиционное приветствие и осмотр нашего небольшого каравана занимают несколько минут. И если российские паспорта членов команды с возгласом “Руссия!” передаются владельцам без промедления, то мой казахстанский паспорт вызывает видимый интерес. Краткая географическая и историческая справка удовлетворяет любопытство начальника патруля, а белозубая улыбка сопровождает информацию, передаваемую по рации. “Хамса Руссия”, – уверенно подытоживает служивый. И, перейдя на английский, без тени позерства объявляет: “Велком ту Сирия”. Приятно, однако.

Сирийская кухня – не для слабых желудков

Простые сирийцы очень гордятся богатым историческим прошлым своей страны. Они удивительно приветливы с незнакомыми людьми. На просьбу показать дорогу в лабиринте улиц порой сбегались двадцать и более человек. Когда же толпа узнавала, что мы из России и Казахстана, обязательно кто-нибудь приглашал в гости.

Традиционная арабская кухня в сирийском исполнении – не для слабых желудков. Соленые, моченые, фаршированные овощи с разнообразными соусами поедаются в огромных количествах. Все это приправляется кисломолочными напитками и брынзой. Пользуются популярностью блюда из баранины и круп. Вилки и ложки не приветствуются. Нужно отломить небольшой кусочек лепешки, зачерпнуть отовсюду понемногу и неторопливо есть. Когда же после всего этого великолепия подается черный сладкий чай, вечер становится по-настоящему безмятежным.

Горожане и жители маленьких поселков по-разному реагируют на расспросы о пустыне. “Лучше не ходить туда!”, “Там нет жизни”, “Да вот она, за тем холмом начинается”, “Суровая и красивая!”

Дрессированный корабль пустыни мигом выпивает банку колы

“Пустыню надо уметь любить!” – с какой-то внутренней силой говорит мне хозяин небольшой гостиницы, на которую совершенно случайно набрел наш небольшой караван на востоке Сирии.

Горячий чай, восточные сладости и свежие фрукты, предложенные путникам, были как нельзя кстати. Завязался непринужденный разговор, плавно переваливший далеко за полночь. “Пустыня – настоящая и будет таковой еще миллионы лет. Бедуины остаются жить в песках и сейчас. И никакими благами не заманишь их в каменные коробки городов”. Туристические группы – большая редкость в этом районе, поэтому общение на смеси английского, арабского и русского течет неторопливо. Словоохотливый сириец сам и хозяин, и повар, и швейцар. Основные клиенты – дальнобойщики. В пик сезона заглядывают автотуристы. Для привлечения потенциальных клиентов все внутреннее убранство – смесь восточного колорита и европейского удобства. Послужить на благо хозяина призвана и молодая верблюдица, привязанная у входа. Дрессированный корабль пустыни мигом выпивает открытую банку колы. Но все это нововведения для туристов, обычно дома сирийцев – строгие и даже аскетичные.

Здесь мой дом!

Чем же так манили эти суровые места 6, 7, 8 тысяч лет назад? Ведь по оценкам некоторых ученых, именно здесь колыбель цивилизации.

Зачерпнутая горсть красноватого песка тонкой струйкой стекает с ладони. Как время! Одна из ветвей Великого Шелкового пути пролегала здесь, здесь же появилось первое колесо и первые системы орошения. Величественные памятники, археологические находки, нестареющие замки, крепости и мертвые города составляют славу истории древнейших народов…

Выцветший и потрепанный шатер появился из-за пригорка внезапно. Как не остановиться? За головным шатром еще несколько, поменьше. Ясли и поилки для скота, большая емкость для воды. И никого! Окликаю хозяев и внезапно ощущаю на себе пристальный взгляд. За моими действиями наблюдает бородатый мужчина, закутанный в традиционный арабский платок. Не буду описывать тонкости общения с помощью арабских и английских слов плюс выразительной мимики, но уже через несколько минут из глубины шатров появились целая ватага детей и несколько женщин.

Любопытство – обоюдное. Восточное гостеприимство берет верх, и меня приглашают внутрь шатра. Хозяин разводит огонь в печи и готовит удивительно ароматный крепкий кофе. Зерна измельчаются в старинной ступке. Простенькая буржуйка – единственный источник тепла – заправляется сухим хворостом. Пока закипает чайник, осматриваюсь и задаю вопросы. Шатер имеет две половины. Хозяйскую и вторую – для женщин и детей. За тонкой тканью сразу пустыня! Оказывается, в это место перекочевали недавно. Скота много – овцы, верблюды. “В этом году хороший приплод”, – с гордостью сообщает мой собеседник. “Но раз есть средства, не проще ли перебраться в город?” – спрашиваю я. Окинув взором шатер, хозяин спокойно отвечает: “Здесь мой дом!”. И добавляет: “Иншалла!”

Справка

Сирия – одна из стран Ближнего Востока. Состоит из четырех больших областей. Центральная часть – плодородные равнины Алеппо и Аль-Джазира, где Евфрат бежит к долинам Хамы и Хомса. Гористой Латакии на западе и Аль-Завии на востоке. Ну и, конечно, здесь начинается знаменитая Сирийская пустыня.

Историческая Сирия охватывает территорию современных Сирии, Иордании, Палестины, Ливана и части Ирака. До 1916 года это была одна земля.

* * *

Бадиет-эш-Шам – пустыня в Западной Азии, на территории Сирии, Ирака, Иордании и Саудовской Аравии. Площадь – около 1 млн. кв. км. Рельеф – плато с равнинной поверхностью, постепенно понижающееся (от 800 м до 500 м). К северо-востоку ограничено долиной реки Евфрат. Климат субтропический, континентальный, сухой, с теплой зимой и жарким летом. На северной окраине пустыни средняя температура января – 6,90С, июля – 29,20С. Осадки – около 100 мм в год (максимум – зимой). Водоснабжение посредством редких колодцев. Растительность скудная, разреженная – кустарники, полукустарники, травы – эфемеры и эфемероиды, пустынные лишайники на грубоскелетных почвах сероземного типа. Вдоль русел эпизодических водотоков – заросли тамариска. Животноводство – кочевое: овцы, козы, верблюды.

(Продолжение следует.)

Александр КИСЛОВ, казахстанский участник проекта российского фонда кругосветных экспедиций. Фото автора

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи