Опубликовано: 1500

Зона риска

Двое суток продолжалось противостояние горняков шахт Южно-Жезказганского и Восточного рудников и администрации корпорации “Казахмыс”. Сотни шахтеров после рабочей смены отказались подняться из забоя.

Волнения в Сатпаеве начались еще 20 января, когда двести горняков шахты №65 отказались подняться на поверхность. На следующий день к ним присоединилась вторая смена горняков. На Южный рудник начали съезжаться представители других шахт и рудников.

Поначалу рабочие всего-то хотели увидеть первых лиц корпорации “Казахмыс”. И чтобы эти лица пообещали в ближайшее время сесть за стол переговоров и обсудить требования, которые еще раньше рабочие им направили.

Но первым лицам корпорации было не до рабочих. Они готовились к ответственному мероприятию. 24 января в Жезказгане проходила республиканская конференция “Социальная ответственность бизнеса”. Корпорация “Казахмыс” выступала не только главным организатором, но и главным положительным примером.

И вот в такой, понимаешь, ответственный момент шахтеры высунулись со своими претензиями по низкой зарплате, социальной незащищенности, недоступному лечению и прочим житейским проблемам, недостойным компании, которая позиционирует себя как социально ориентированную! Скандал мог случиться неприятный.

Администрация пошла на все, чтобы его избежать. Уже 21 января от имени администрации корпорации “Казахмыс” во все СМИ были разосланы опровержения – в Сатпаеве, мол, все тихо и спокойно. Никаких забастовок. Никаких требований шахтеры не выдвигали. Во всяком случае, мы ничего такого от них не получали.

А по поводу шахтеров шахты №65, которые больше суток просидели под землей, председатель правления корпорации Эдуард Огай сказал буквально следующее:

– Никакой акции протеста не было. Просто у людей были вопросы по зарплате. Им ответили на вопросы, они все поняли и успокоились.

Всем выйти из сумрака!

На самом деле протестующих горняков в это время поднимали наверх всеми правдами и неправдами.

Шахтерам пообещали, что сядут с ними за стол переговоров, как только большие гости покинут город. Но, как сообщили нам рабочие, несмотря на обещания администрации, участники акции протеста подверглись необоснованным преследованиям. Водитель Восточно-Жезказганского рудника Султанбек Мурзакануров в течение двух дней не допускался к работе. Взрывник шахты №65 Берик Кенбеилов подвергся обыску и досмотру без оснований и санкций. По данным фактам рабочие сделали заявление в прокуратуру.

А когда инициативная группа напомнила администрации об обещании начать переговоры и обсудить их требования, в ответ услышала: мы ничего не получали!

– Руководство корпорации публично заявило, что не получало наши требования, – говорит Булат Дарипбаев, общественный инспектор по охране труда от профсоюзного комитета корпорации “Казахмыс”, – хотя мы передавали пакет документов лично им в руки. И тогда мы направили свои требования по почте, заказным письмом с уведомлением, с доставкой под роспись.

А до получения ответа рабочие вновь начали акцию протеста. 1 февраля горняки трех шахт вновь остались под землей. На этот раз решили стоять до конца.

Двое суток продолжалось это противостояние. Мы были на постоянной связи с Сатпаевым и следили за развитием событий. В первые часы конфликта сообщения приходили тревожные. О том, что администрация пыталась подавить волнения “силовыми” методами. Заблокировали переходы между шахтами, чтобы исключить общение шахтеров. Вниз к бастующим никого не пускали. Мол, поголодают и выйдут. Однако к концу второго дня остановились уже три шахты. И только тогда руководство приступило к дипломатическим приемам.

Вниз к рабочим спустили условия перемирия. Пообещали, что все их требования будут выполнены. (Наверное, на этот раз заказное письмо дошло-таки до адресата.) Поздно вечером 3 февраля нам сообщили, что протокол соглашения подписан. Шахтеры поднимаются на поверхность.

Простые требования

И что же такого неподъемного было в требованиях горняков, что руководство корпорации “Казахмыс” так отчаянно сопротивлялось и даже поставило на карту свой имидж? Да ничего такого особенного. Повышение заработной платы, установление продолжительности рабочей смены не более 7 часов 20 минут (сейчас смены длятся по 10 и более часов). Обеспечение безопасности работ. А в случае гибели рабочего выплачивать семье единовременное пособие – за счет корпорации в 150 МРП. Оплату больничных листов производить из расчета среднего заработка. Проводить не реже одного раза в год аттестацию рабочих мест. Предоставлять рабочим, получившим травмы или профзаболевание, возможность бесплатного санаторно-курортного лечения. Всего 13 пунктов.

Отчего давно эти требования не были выполнены? Еще понятно, если бы предприятие было хиленькое, едва сводящее концы с концами. Но корпорация “Казахмыс” – мощный медный гигант на мировом рынке. А ее владельцы – одни из самых богатых людей не только Казахстана, но и мира. И предприятие это на сто процентов наше, отечественное, казахстанское, где хозяева и рабочие говорят на одном языке. Так почему же не смогли договориться?

Замалчивание опасней самых шумных разборок. Всегда найдутся силы, которые с удовольствием организуют и возглавят недовольных рабочих. Новейшая история знает немало таких примеров.

Татьяна ТЕН, Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи