Опубликовано: 6200

Жители сел в Алматинской области страдают от скотомогильника

Жители сел в Алматинской области страдают от скотомогильника Фото - Тахир САСЫКОВ

Жители села Кайрат и поселка Жандосова, что в Карасайском районе Алматинской области, не могут в полной мере насладиться свежим горным воздухом: его уже долгое время портят зловонные миазмы, ползущие из местного скотомогильника.

В конце концов терпение сельчан лопнуло, и 28 июня они собрали сход.

Он состоялся на 36-м километре верхней Каменской автодороги, возле села Кайрат.

Мы устали от этой вони!

– Мы постоянно ощущаем запах падали, – говорит местный житель Серик. – Иногда он сильнее, иногда слабее, все зависит от направления ветра. О том, что именно является причиной зловония, я узнал лишь месяц назад. Но те, кто живет здесь давно, знали об этом и раньше. Это скотомогильник.

Мои односельчане сказали, что они обращались в акимат Карасайского района, им пообещали разобраться, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. В скотомогильник бросали трупы собак и кошек, которых усыпляли ветеринарные врачи. Туда же, возможно, привозили и протухшие мясные отходы.

Ведь до последнего времени скотомогильник вообще стоял открытый. Но когда месяц назад мы опять обратились к районным властям, они пообещали закрыть крышки колодцев на замки.

Нам сказали, что разрешения на захоронение домашних животных и мясопродуктов уже давно не дают, а каждые три месяца проводят дезинфекцию.

Может, и правда – запах стал слабее, но он все еще ощущается!

Заходи, кому не лень?

…Чтобы самим убедиться в правоте местных жителей, идем за ними к злосчастному скотомогильнику. Узкая тропинка петляет в густых зарослях, и с каждым шагом неприятный запах становится все сильнее.

Примерно в 200 метрах от автодороги, в лощине, полностью скрытой от посторонних глаз нависшими ветвями деревьев, словно древний жертвенник, стоит некое сооружение. Видим навес, огороженный сеткой-рабицей.

Сам скотомогильник состоит из двух глубоких вертикальных колодцев, стенки которых выложены несколькими установленными друг на друга железобетонными кольцами. Сверху их покрывают металлические крышки, запертые на новенькие навесные замки.

Однако калитка, сваренная из металлических уголков, открыта настежь: заходи, кто хочет! И, видимо, заходят, так как слева, возле колодца, лежит труп крупной овчарки. От чего собака скончалась, кто ее сюда привез, неизвестно…

Но запах разложения стоит такой, что буквально ест глаза.

– Я как-то раз подошел к колодцам, когда на них еще замков не было, – вступает в наш разговор другой местный житель, пожилой мужчина лет 65. – Заглянул и увидел множество крыс. И шум какой-то снизу шел.

Я давно тут живу, работаю рядом, но никогда не видел, чтобы скотомогильник кто-то охранял…

Вывод: нужен контроль

Да, надо признать, наши собеседники правы. И дело даже не в запахе, хотя он и портит людям жизнь. Вопрос в том, насколько надежно изолирован скотомогильник от внешней среды. Что является его дном? Как положено, бетонная подушка? Или там ничего нет, только земля? В таком случае продукты разложения вполне могут просачиваться сквозь слой почвы в грунтовые воды, а недалеко ведь люди живут. На расстоянии примерно в 200 метров от скотомогильника стоят коттеджи, в 500 метрах расположено село Кайрат, в 1,5 километра – поселок Жандосова, неподалеку – колбасный цех, пивзавод, автомойка и развлекательный центр.

Если продукты разложения попадут в грунтовые воды (так называемую верховодку), то оттуда они вполне могут просочиться и в колодцы. Да и крысы своего не упустят. А ведь они являются переносчиками острых антропозоонозных инфекций (общих для животных и человека), таких, например, как сибирская язва и т. д.

А кто знает, от чего пали те животные, которых сюда привозят? Как говорил известный юморист, наверное, съели что-нибудь? Или же причиной их смерти стала какая-нибудь опасная инфекция?

Предполагаю возражения чиновников. Мол, мы разрешения на захоронение павших животных в этом скотомогильнике не даем, а на крышки повесили замки.

Но, во-первых, эти замки очень легко сбить и вывалить в колодцы скотомогильника всё, что душе угодно. А во-вторых, если времени жалко, то просто бросить труп животного рядом. Как ту, сфотографированную нами несчастную овчарку.

Может, надо организовать там пост, чтобы не пускать кого попало к ветеринарному объекту? Или же если скотомогильник не нужен, то просто ликвидировать его?

В любом случае местным властям, наверное, есть о чем подумать, пока, не дай бог, не случилась вспышка какого-нибудь опасного инфекционного заболевания.

Информация к размышлению

Около двух недель назад в Нуринском районе Карагандинской области была зарегистрирована вспышка пастереллеза – острой инфекционной болезни, опасной и для людей. В итоге более сотни голов крупного рогатого скота было захоронено в скотомогильниках. Кто поспорит, что за этими ветеринарными объектами нужен глаз да глаз?

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи