Опубликовано: 5400

Жизнь и тайны женского монастыря

Классикой, можно сказать, стала фраза, когда под воздействием неприятных обстоятельств женщина в сердцах восклицает: “Надоело все! Уйду в монастырь!”.

Что в действительности означает “уйти в монастырь” и каково живется тем, кто все-таки сделал это? Мы решили проверить на месте и отправились в настоящий женский Знаменско-Петропавловский монастырь.

Все что ни делается – с благословения

Раньше это уютное старинное здание не было видно с дороги: его окружали частные дома. Затем, когда в Семипалатинске построили знаменитый подвесной мост и прилегающие к нему современные дороги, вид на монастырь предстал во всей красе, открыв его стены современному миру.

Меня встретили добродушно, но вежливо дали понять: кроме небольшой церкви святых Петра и Павла, ничего не покажем.

– Что там смотреть? – сказала матушка Паисия. – Кельи как кельи, скромно все…

Судя по келье самой настоятельницы, куда все же удалось заглянуть, это действительно так. Все скромно и непритязательно, уютная старая мебель, опрятно и аккуратно, иконы, как подобает…

Подъем в 5.00. Молитва, завтрак, дела, молитвы… Вот, собственно, и все расписание. Жить в монастыре – это молиться не только за себя, но и за всех остальных, кто живет за пределами этого маленького мира. Дисциплина очень строгая. Все что ни делается – с благословения.

Путь к храму

– Главные добродетели – это смирение и послушание, – говорит матушка Паисия. – Забудь про свою волю, делай только то, что велит тебе Господь.

“Почему женщины уходят в монастырь, принимают постриг и отрекаются от всего мирского?” – этот вопрос интересовал меня больше всего.

– Люди ошибаются, когда думают, что женщины приходят сюда под воздействием каких-то жизненных обстоятельств, – объяснила матушка. – Женщина посвящает себя служению Господу нашему только по велению души своей… Все горести и неприятности она переживет, осознает их со временем и снова вернется в мир. А та, которая услышала Господа и пошла на его зов, никогда не покинет монастырь.

Сама матушка Паисия постриглась в монахини много лет назад. Сейчас ей 80. И на своем веку она многое повидала: как в годы советской власти запрещали людям верить, как крушили церкви… Но она даже в годы работы на советском заводе неукоснительно соблюдала все церковные обряды… Потом приняла постриг. В 1994 году, когда в Семипалатинске было образовано сначала монашеское общество, а затем и монастырь, по распоряжению вышестоящей церковной организации была назначена настоятельницей.

Ты выбираешь сама: быть женой и матерью или служить Богу

Сегодня сестры живут в монастыре исключительно на пожертвования. Своего огорода нет, они ничего не производят. Сегодня в Знаменско-Петропавловском монастыре живут 7 сестер. Самым молодым – 28 и 30 лет.

– А как же главное предназначение женщины – быть матерью? – еще один вопрос, который напрашивается сам собой.

– И тот и другой путь, который выбирает женщина, – быть женой и матерью или отдать себя во служение Господу, – терпеливо объясняют мне, – представляет ценность и поощряется. Что бы женщина ни выбрала, это ее выбор. Кому-то дано быть матерью, а кому-то нет, у нее другое предназначение…

В монастыре нет ни телевизора, ни радио, газеты тут тоже не читают. Чтобы ничего не отвлекало от главного занятия. Многие из монахинь имеют родственников. Но уклад и смысл жизни становятся настолько разными у некогда близких людей, что со временем необходимость во встречах отпадает.

Легенда не подтверждается – потайные ходы не обнаружены

История монастыря тоже представляет интерес. Монахини считают себя преемницами Знаменского женского монастыря, который существовал когда-то в Семипалатинске. В годы советской власти его разрушили. Спустя много лет создали общество монахинь. А потом, когда нынешнее здание после долгих мытарств вернулось снова под покров Православной церкви, возродили монастырь. Поскольку он образовался при церкви святых Петра и Павла, то и называться стал Знаменско-Петропавловский.

Существует легенда, что в монастыре имеется потайной ход, который когда-то соединял миссию (первоначальное предназначение здания) и одну из существовавших тогда церквей. Но монахини эту легенду не подтверждают: когда делали ремонт, никаких потайных ходов не обнаружили.

Ступай с Богом

Когда-то известную фразу сократили наполовину, исказив полностью ее истинный смысл: “Религия – опиум для народа”. И мало кто знал, что существует продолжение, которое меняет в корне представление об истинных отношениях между Богом и людьми: “Религия – опиум для народа. Она облегчает его страдания”.

– Если молиться и просить у Господа то, что нужно, он все даст, – рассуждает матушка. – Ничего лишнего и ненужного он давать не станет. У нас при монастыре много лет жила бабушка. Одна, никого у нее не было, ни пенсии, ничего. Она молилась, Господь услышал ее и привел сюда, к нам.

Шум другой жизни за окном напоминает, что пора собираться, как бы хорошо и спокойно ни чувствовалось в стенах монастыря. У монахинь свои дела, а мой сотовый телефон, как абсолютно ненужное здесь средство, требует внимания. И как люди живут без всего этого, все-таки непонятно. Добрые глаза настоятельницы и ее помощницы смотрят на мир светло и чисто.

– Ступай с Богом, – сказали мне на прощание.

Как это ни странно, но переступить порог и оказаться снова в привычном суетном мире, но с благословения, оказалось намного проще. Что-то хорошее, доброе и светлое надолго осталось в душе.

В монастыре нет ни телевизора, ни радио, газеты тут тоже не читают. Чтобы ничего не отвлекало от главного занятия. Многие из монахинь имеют родственников. Но уклад и смысл жизни становятся настолько разными у некогда близких людей, что со временем необходимость во встречах отпадает.

– Люди ошибаются, когда думают, что женщины приходят сюда под воздействием каких-то жизненных обстоятельств, – объясняет настоятельница Знаменско-Петропавловского монастыря. – Женщина посвящает себя служению Господу нашему только по велению души своей… Все горести и неприятности она переживет, осознает их со временем и снова вернется в мир. А та, которая услышала Господа и пошла на его зов, никогда не покинет монастырь.

Оксана ПРИВЕДЕННАЯ, Семей

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи