Опубликовано: 867

Жизнь и смерть одного цирка

Жизнь и смерть одного цирка

Последним из алматинских театров сезон открыл “АРТиШОК”. На “горячее” публике была подана очередная версия спектакля “Клоуны”. Но и этот ремейк, похоже, окончательным не будет.

Театр “АРТиШОК” – единственный в Казахстане – после премьер так перелицовывает спектакли, что на выходе с “капремонта” их бывает не узнать. Мощной редактуре подвергался “Гагарин”, постоянно появляются новые черточки в визитной карточке “артишоков” – “Back In The USSR”, а традиционные импровизации “Прыжок в неизвестность” – это и вовсе каждый раз новый спектакль.

“Клоунам” уже два года. Они то появлялись в репертуаре театра, то надолго пропадали из него. И нынешний вариант по праву можно назвать премьерным, потому что от предыдущих редакций в нем остались разве что отдельные персонажи и пара реприз. В остальном это спектакль с новым лицом и со старой степенью провокационности.

История, рассказанная в “Клоунах” и являющаяся тем формальным хребтом, на который насажено “мясо”, вымышленная, но она вполне могла быть на самом деле. 1910 год, Верный, клоуны Джакомо, Карл Валентин (абсолютно реальный персонаж, немец, один из революционеров клоунского искусства), музыкант Ром и провинциальный актер Васисуалий Протуберанцев решают открыть в городе цирк. И народ посмешить, и себя прокормить. Зрителю будет предложено пронаблюдать цикл жизни одного коллектива – от весны-рождения до зимы-смерти.

Цирк в данном случае – метафора. Это не история конкретного цирка и не история о цирке как таковом. С таким же успехом “Клоунов” можно считать спектаклем о театре, да и об обществе в принципе. Все переживают этот цикл – через комедии и драмы, трагедии и фарс. Только в цирке трагедии выглядят острее, а фарс – безумнее. Потому что над клоунами привыкли смеяться, но за окружностью манежа, за кулисами “увеселительного заведения” бывает не до смеха.

Как написано в аннотации к спектаклю от самих “артишоков”, “клоуны – они только отражение нас самих, не лучше и не хуже…”. И зрителю предлагается пройти своеобразный тест: так действительно он, зритель, не лучше? Автор этих строк, похоже, испытание провалил. По крайней мере, отдельные моменты вызвали неприятие и ощущение провокации ради провокации. В то же время жаль, что чрезвычайно удачных сцен в стиле “назад в будущее”, подобных репризе реального Карла Валентина “Продажа цирка”, превращенной “артишоками” в сатиру, в спектакле оказалось не слишком много.

Но споры вызывает только форма – исполнение, как всегда, на высоте. “Клоуны” – из той редчайшей породы спектаклей, где второстепенных ролей практически нет, равно как нет и сольных сцен, во время которых другие актеры могут перевести дух. Внимание сконцентрировано на всех, и этот сумасшедший ритм “артишоки” выдерживают с честью.

Дмитрий МОСТОВОЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)

Загрузка...

[X]