Опубликовано: 2700

Жир-то растрясут, да былую форму не вернут

Жир-то растрясут, да былую форму не вернут Фото - Тахир САСЫКОВ

Эксперты оценили качество свежего антикризисного плана правительства

В ближайшую трехлетку Казахстан будет жить по антикризисному плану действий, представленному правительством на этой неделе. И если аналогичный антикризисный сценарий 1998 года помог стране, то на этот раз эта стратегия не увенчается успехом, полагает известный экономист Петр СВОИК.

Стабилизация финансового сектора, оптимизация бюджетной политики, приватизация и стимулирование экономической конкуренции, новая инвестиционная и социальная политика – таковы пять основных направлений документа. Согласно плану (по инфляции он рассчитан на пять лет), Национальный банк и правительство должны добиться ее снижения до 6–8 процентов в 2016–2017 годах, 5–7 процентов в 2018 году, 4–6 процентов в 2019 году и 3–4 процентов – в 2020 году.

Презентуя план, министр национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ сообщил, что в апреле 2016 года будет внедрен механизм гибкого изменения базовой процентной ставки, ориентированный на обеспечение стабильности цен и снижение уровня инфляции. А для обеспечения устойчивости финансовой отрасли будет проведено стресс-тестирование всех субъектов банковского сектора, и неработающие кредиты до сентября 2016 года будут списаны.

Для повышения доходности пенсионных накоплений до марта 2016 года будут пересмотрены подходы к инвестированию пенсионных активов, а до июля будут выработаны механизмы передачи активов пенсионных фондов под управление частных казахстанских или иностранных компаний.

Также в новом году из-под контроля Национального банка будут выведены ЕНПФ, Фонд проблемных кредитов и другие финансовые институты.

– Помимо этого Нацбанком совместно с правительством будет принят комплекс мер по дедолларизации экономики и повышению привлекательности тенговых инструментов, – сообщил Досаев.

“КАРАВАН” попросил экспертов оценить возможный КПД антикризисного документа.

– Суть последней антикризисной программы – возвращение к истокам, а конкретно – к 1998 году, когда была создана программа “Казахстан-2030”. Тогда экономический цикл только формировался, причем чисто теоретически, потому что цены на нефть еще не росли и прямой отдачи не было. А сейчас правительство хочет вернуться к тому же сценарию: к пенсионной системе, которая изначально проектировалась по принципу оборота пенсионных средств в частных компаниях, в том числе иностранных, и вывода их на иностранный фондовый рынок. Об этом же говорил и Президент – что пенсионным фондом надо управлять так же, как и Нацфондом, деньги которого крутятся не на Казахстанской фондовой бирже, а где-то в Нью-Йорке, Лондоне, Шанхае и Франкфурте-на-Майне. Другой вопрос, умно это или глупо – отдавать сюда же пенсионные деньги. Я считаю, что глупо, – комментирует антикризисный план экономист Петр Своик.

Эксперт напоминает, что в антикризисном плане 1998 года, так же как и в нынешнем, “не было никаких “Самрук-Казынов”, никакого ценового администрирования, в частности по ГСМ, а было усиление антимонопольной политики.

– Этот пункт, кстати, приняли еще раньше – в 1993 году, когда был создан антимонопольный комитет, и мы как раз этим занимались. Это потом уже государство стало обрастать активами и создавать что-то вроде государственного капитализма. А в идеале это цикл должен был быть абсолютно либеральным: плавающий курс национальной валюты, никакой кредитной инвестиционной эмиссии, только обменная, и никакого государственного администрирования – только рынок. Вот эта антикризисная классика сейчас и восстанавливается. Но если с тем планом все получилось неплохо – потому что повезло с ценами на нефть, то сейчас возврата в ту же реку не получится – потому что не будет ни роста цен (это заведомо известно), ни возможности наращивания физических объемов экспорта, по той же черной или цветной металлургии. Что-то может добавить Кашаган, но надо иметь в виду, что даже если проект заработает, иностранные инвесторы будут отбивать свои деньги, а экономике Казахстана мало что достанется, – прогнозирует экономист.

Единственный эффект, отмечает Своик, может быть только в том, что “растрясут административный жирок и, возможно, немного коррупционный”:

– По факту оскудения ресурсов усилится борьба за эти ресурсы внутри самой же власти, как-то там оптимизируется бюджет. То есть в целом это неплохая такая тренировка, ведь когда ты от безделья и обжорства вынужденно переходишь к спортивному образу жизни, это не может не сказаться на фигуре. Но в рамках этой модели молодость ты не вернешь, и ренессанса не получится. Здесь надо менять саму модель.

У главы объединения “Казпотребнадзор” Талгата АБДИЖАППАРОВА в антикризисном плане вызывает тревогу возможное выставление на торги акций национальных компаний, в том числе “Эйр Астаны”.

– Если придет частный собственник, в том числе иностранный, то потеряется социальная составляющая, ведь он будет заинтересован в повышении тарифов. Так что от предусмотренной планом приватизации нацкомпаний население не получит никаких плюсов, – считает Абдижаппаров.

Среди положительных пунктов плана эксперт называет введение требования по установлению и указанию в рекламе цен на товары и услуги, продаваемые на территории страны, только в национальной валюте.

– Аналогичная норма ранее была принята в России и принесла эффект.

Также наконец будет разработан законопроект о банкротстве физических лиц. Это позволит оздоровить финансовую ситуацию в банках. В принципе, необходимость в такого рода антикризисном документе назрела, но с учетом зависимости нашей экономики от рублевой экономики в России, из-за которой наши товаропроизводители в последнее время только проигрывали, и продолжения лихорадки соседей из-за санкций, вполне возможно, что это не последний антикризисный план, – заключает глава “Казпотребнадзора”.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи