Опубликовано: 1500

Жезлы засунули в дальний ящик

Жезлы засунули в дальний ящик Фото - Тахир САСЫКОВ

Сегодня исполняется 23 дня с того момента, как граждане и гости нашей республики перестали ходить и ездить из-под палки: с 1 января 2017 года МВД лишило сотрудников дорожно-патрульной полиции их главного рабочего инструмента – жезла.

Кроме того, в наступившем году исполнится 110 лет с момента появления первого в Российской империи атрибута для регулирования дорожного движения.

В 1907 году градоначальник столичного Санкт-Петербурга Даниил Драчевский распорядился вручить всем регулировщикам белые деревянные трости длиной 90 сантиметров. В ноябре 1922 года, при советской власти, большевики сменили их на 49-сантиметровый желтый жезл с красной рукояткой.

Европа нам поможет?

МВД, подобно гениальному скульптору и художнику эпохи Возрождения Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, продолжает вдохновенно ваять новый величественный образ правоохранительных органов. Мы не сомневаемся, что все делается для того, чтобы в финале титанических усилий пред изумленным взором граждан предстало поистине потрясающее в своем рационализме и великолепии творение. Помнится, Микеланджело вроде бы как-то произнес: я смотрю на мраморную глыбу, вижу в ней прекрасную скульптуру, а потом просто отсекаю все лишнее! Вот так, наверное, и руководство полиции, решило сделать с дорожно-патрульными полицейскими то же самое, что и талант с глыбой мрамора.

Для начала их лишили того, что торчит, в глаза бросается, раздражает народ и на “ж” называется. Правильно, жезлов. Почему из обращения изъяли именно этот атрибут? Ответ на данный вопрос можно увидеть на официальном сайте МВД РК от 29 декабря 2016 года: “В рамках модернизации правоохранительных органов министерством внутренних дел изучен международный опыт обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в ряде европейских стран жезл не используется в работе органов дорожной полиции”.

А пресс-служба ведомства сообщила, что “для фиксации нарушения правил дорожного движения будут использоваться видеокамеры, а также видеорегистраторы органов внутренних дел. Остановка транспортных средств будет производиться только жестом руки с одновременной подачей свистка либо с использованием специальных звуковых и световых сигналов, громкоговорящего устройства, установленных на патрульной автомашине, а также в режиме автопатрулирования”.

Вот так, значит? В кулуарах же некоторых ОВД ходят упорные слухи о некоем таинственном, но чрезвычайно уважаемом агашке. Якобы, съездив во Францию и увидев там бодро размахивающих руками регулировщиков, он предложил упразднить жезлы и у нас тоже. Было такое в действительности или нет, неизвестно.

Предложение вроде бы прогрессивное. Во-первых, налицо явная экономия, причем и на батарейках тоже. Во-вторых, полисмены наконец-то перестанут раздражать водителей своими “символами власти”. Ну не фараоны же они, в самом деле! Не будем забывать о том, что по нашим дорогам не только приезжие бомбилы катаются, но и очень и очень уважаемые господа на весьма недешевых авто. Думаете, им приятно видеть, как какой-нибудь инспектор полиции на каком-нибудь экологическом посту, высматривая очередного нарушителя, вертит своим жезлом, словно раздраженный лев хвостом? Наверное, вряд ли…

Так пусть-ка теперь ручками помашет!

По другой версии, жезлы отменили из-за того, что у некоторых граждан они, дескать, стали вызывать нездоровые ассоциации.

Руки-то у регулировщика не светятся!

Но, если говорить серьезно, то будущее этого нововведения представляется мне не слишком-то радужным. И вот почему. По сравнению с европейскими странами природно-климатические условия у нас более суровые. Таких морозов и метелей, как, например, в северных и центральных регионах Казахстана, в Европе и не видывали. Да и расстояния у нас совсем не европейские. Там поездка уже на 200 километров считается весьма долгой и утомительной. А у нас некоторые бомбилы запросто пролетают по 265 километров, например до Талдыкоргана. Бывает, что до двух раз за день! И еще. Представьте – загородная трасса, ночь или поздний вечер, метель, ветер, на обочине стоит полицейская патрульная машина с включенными проблесковыми маячками. По громкоговорителю инспектор приказывает водителю остановиться. Но его слова заглушаются ветром, и автолюбитель их не слышит. Тогда сотрудник полиции выходит из машины, свистит в штатный свисток и производит руками жесты. Но в большинстве случаев полицейский оказывается в тени, да и темнота, летящий снег плюс завывание ветра мешают водителю разглядеть инспектора и услышать свисток.

Естественно, если бы у сотрудника полиции имелся светящийся жезл, то водитель сразу бы увидел, что ему приказывают остановиться.

Между прочим, различить отдельные слова, которые инспектор дорожной полиции произносит в громкоговоритель, трудно и без всякого ветра. Кроме того, водители, особенно в темное время суток, не раз совершали наезд на инспекторов дорожно-патрульной полиции, когда они регулировали движение с помощью светящихся жезлов. Смогут ли теперь автолюбители разглядеть в темноте жесты регулировщиков? Сомневаюсь. Лично я и весь коллектив редакции “КАРАВАНА” категорически против того, чтобы жизнь сотрудников подвергалась опасности. Им и без того риска на службе хватает.

Кстати, жезлы отменяют не в первый раз. Примерно в середине 30-х годов прошлого века регулировщиков также оставили без них, заменив белыми перчатками. Но идея с треском провалилась, и в апреле 1939-го “полосатых” вновь возвратили милиционерам.

Знаю, что сейчас дорожно-патрульные полицейские дарят друг другу запрещенные жезлы с надписью “На память” или “Жди меня, и я вернусь”. Возможно, все-таки дождутся?

Не исключено, впрочем, что МВД знает гораздо больше и смотрит гораздо дальше нас, рядовых граждан. И, возможно, рассчитывает на то, что после полной и окончательной победы над всеми коррупционными проявлениями в рядах полиции над головами сотрудников засияют нимбы. Вот тогда-то жезлы с батарейками и впрямь, наверное, окажутся не у дел?

Алматы

gubaydulin@caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи