Опубликовано: 990

Железнодорожная матрица

Железнодорожная матрица Фото - пресс-служба ҚТЖ

Онлайн-покупка железнодорожных билетов и заполнение перевозочных документов, отслеживание грузов в режиме реального времени – все эти сервисы уже сейчас предлагает своим клиентам АО “НК “ҚТЖ”. Но насколько выгодна самой компании и стране цифровизация и не заменят ли со временем компьютеры людей, спровоцировав массовую безработицу? На эти и другие вопросы ответили в ходе брифинга на неделе руководители АО “НК

“ҚТЖ”.

Новые технологии для удобства пассажиров

Цифровизация уже давно стала обыденностью для казахстанцев. Через компьютер или даже обычный телефон мы оплачиваем счета, заказываем еду и даже переоформляем документы. Транспортная отрасль идет в ногу с современными тенденциями. О том, как реализуется программа “Цифровая железная дорога”, журналистам рассказал вице-президент по информационным технологиям АО “НК “ҚТЖ” Арман НУРУШЕВ.

– Стратегия “Цифровая железная дорога” предусматривает цифровизацию бизнес-модели компании и внедрение новых технологий во все ключевые операционные сегменты – грузовые и пассажирские перевозки, инфраструктуру и транспортную логистику, – отметил вице-президент.

Арман Нурушев остановился на осуществленных проектах программы цифровизации в сфере пассажирских перевозок, где поставлена задача повышения клиентоориентированности.

Реализована система продаж электронных билетов. Планируется внедрить систему динамического управления тарифами, централизованного управления обращениями клиентов 24/7.

К 2020 году железнодорожники планируют 90 процентов билетов продавать через Интернет, десятая часть на бумаге запланирована лишь для международных проездных документов.

Проекты в цифрах

– Одним из приоритетных направлений является автоматизация СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота” на границе с Китаем, которая позволила сократить прохождение транспорта через контрольно-пропускные пункты с 10 минут до 30 секунд, а также сократить затраты на регистрацию с 2 000 до 200 евро. Автоматизация позволила снизить коррупционные правонарушения на территории свободной экономической зоны, – рассказал о том, какой эффект уже дала цифровизация на конкретном участке, Арман Нурушев.

Также он поведал, что в рамках автоматизации мультимодальных перевозок, где уже внедрена система одного окна, в дальнейшем планируется внедрять модули управления транспортировкой. Это позволит Казахстану увеличить годовой объем транзитных перевозок в 7 раз – до двух миллионов в 20-футовом эквиваленте к 2020 году. Экономический эффект от этого роста в компании “Қазақстан темір жолы” оценивают примерно в 25 миллиардов тенге к 2025 году.

– Хотелось бы отметить ряд проектов на объектах железнодорожной инфраструктуры. В частности, внедрение автоматизированной системы “АСУ-Магистраль”, которая вошла в госпрограмму “Цифровой Казахстан”. Данный проект позволит проводить цифровую диагностику железнодорожных путей. Будет обеспечена полная диагностика путей мобильными диагностическими комплексами, которые будут проходить всю дистанцию за 15 дней вместо 180, требующихся сейчас. То есть в 12 раз мы планируем ускорить цикл осмотра путей, – рассказал вице-президент АО “НК “ҚТЖ”.

Кроме того, в сфере железнодорожной инфраструктуры реализуются проекты по внедрению центра управления движения поездов, цифровых сервисов на 17 вокзалах страны.

Новые технологии для грузоотправителей

Исполнительный директор по интегрированному планированию АО “ҚТЖ – Грузовые перевозки” Владимир ПЕТРОВ рассказал о том, как цифровизация меняет грузовые перевозки.

По словам спикера, автоматизированные системы направлены на оперативное управление перевозками, интегрированную обработку маршрутов, планирование и прогнозирование движения поездо-вагонопотоков, контроль потреб­ления дизельного топлива, электроэнергии локомотивами.

Одним из успешно функционирующих в грузовом хозяйстве АО “НК “ҚТЖ” проектов является автоматизированная система управления “Договорная и коммерческая работа” (АСУ ДКР).

Здесь работает принцип единого электронного окна при планировании, организации и осуществлении перевозок, электронной оплаты услуг, связанных с перевозкой грузов.

В АСУ ДКР в настоящее время уже зарегистрировано более 20 тысяч клиентов железной дороги, к системе подключены более 5 000 работников грузовых железнодорожных станций, где непосредственно происходит работа по погрузке и выгрузке грузов. Также проект интегрирован с госорганами и дает возможность подачи электронной таможенной и транзитной деклараций.

– Когда мы внедрили систему АСУ ДКР, многие грузоотправители выразили нам свою благодарность. Потому что раньше они были вынуждены содержать отдельный автомобиль и водителя для заполнения и развозки перевозочных документов.

Целый день человек ездил и в жару, и в холод, по пробкам в различные инстанции, для того чтобы отправить свой груз.

С внедрением нашей системы такая необходимость отпала, – с гордостью рассказывает Владимир Петров.

В сфере грузовых перевозок компании также реализованы сервисы для онлайн-отслеживания грузов, предоставляющие клиенту возможность получать информацию о местонахождении составов, контейнеров.

Внедрены электронные замки, обеспечивающие сохранность перевозимых грузов в контейнерах.

Внед­ряется безбумажный документооборот, в том числе и с зарубежными железнодорожными администрациями, – говорит Владимир Петров.

Реализация проекта цифровой системы ТRIP OPTIMIZER для грузовых локомотивов казахстанского производства – ТЭ33А позволит рационально планировать и выполнять график движения поездов, помогать локомотивной бригаде в ведении поезда в режиме “круиз-контроль”, экономить топливно-энергетические ресурсы.

Проект направлен на снижение расхода топлива на 5 процентов, уровня вредных выбросов – до 17 процентов, увеличение скорости доставки грузов.

В 2018–2019 годах запланировано поэтапное внедрение проекта “Автоматизированная система для разработки прогнозного (вариантного) графика движения поездов” (АС РП ГДП), который позволит повысить эффективность перевозочного процесса за счет сокращения ручного труда, а также усовершенствовать систему планирования движения поездов.

Проект АС РП ГДП приведет к снижению эксплуатационных расходов за счет внедрения энергооптимального графика движения поездов, повысит маршрутную скорость и пропускную способность участков дороги, а также эффективность эксплуатации локомотивного и вагонного парка.

– Эту систему можно назвать казахстанским ноу-хау. Подобные проекты не реализованы даже в передовых железнодорожных администрациях Европы и США, – говорит Владимир Петров.

Основная цель внедрения всех автоматизированных систем – экономия и, как следствие, снижение себестоимости грузовых перевозок.

– В качестве примера могу привести автоматизированную систему управления “Энергодиспетчерская тяги”, которая формирует данные по локомотивному парку компании. Каждый эксплуатируемый у нас локомотив оборудован GPS-навигатором. Данные о работе локомотивов полностью анализируются и сводятся в едином центре.

Мы знаем, в каком состоянии находится его двигатель, как он расходует топливо и так далее. Эта система у нас внедрена уже более пяти лет назад.

В первый год экономический эффект от проекта составил примерно 20 миллионов тенге, а в 2017 году он уже позволил сэкономить нам 18 миллиардов тенге, – говорит Владимир Петров.

Автоматизация – это удобство.

Времена, когда железнодорожники с карандашом и планшетом ходили вдоль станционных путей и переписывали данные о вагонах, – уже история.

Данные о перевозочном процессе, начиная от отправления груза со станции, подачи вагонов на подъездной путь, информации о самом грузе и др., – все проходит через информационные системы.

Причем это удобнее не только работникам, но и клиентам компании.

Компьютер на безработицу никак не влияет!

И тут возникает закономерный вопрос: а коли все перевели в цифру, куда деть людей? Не получится ли так, что компьютеризация железной дороги оставит без работы многочисленных сотрудников филиалов АО “НК “ҚТЖ”. К слову, во многих поселках это один из ключевых работодателей.

– У нас создана внутренняя программа по переквалификации кадров для высвобождения человеческих ресурсов с введением в эксплуатацию тех или иных автоматизированных процессов. Это особенно актуально, когда речь идет об отдаленных участках пути, малых станциях и разъездах. Мы понимаем, что не можем просто уволить людей. Мы их переквалифицируем и переводим на другие виды деятельности, – успокоил и журналистов, и переживающих за свое будущее железнодорожников Арман Нурушев.

Он напомнил, что казахстанские железные дороги постоянно развиваются – строятся новые линии и открываются новые направления деятельности. Так что без работы сотрудники компании не останутся.

Также процессы цифровизации затронут область корпоративных задач. Руководитель направления “Интегрированная система планирования” филиала АО “НК “ҚТЖ” – “Центр трансформации бизнеса” Мадияр СУЛТАНБЕК рассказал о конечных результатах внед­рения интегрированной системы планирования с элементом Machine learning. Система позволит оптимально распределять ресурсы, принимать эффективные решения при эксплуатационном, коммерческом и инвестиционном планировании. К 2021 году прогнозируется оптимизация затрат, связанных с перевозочным процессом на 3–4 процента, или 44 миллиона тенге.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи