Опубликовано: 120

“ЖасSTAR” – для новых идей

“ЖасSTAR” – для новых идей

Международный фестиваль творческой молодежи “ЖасSTAR”, организованный Фондом Нурсултана Назарбаева и ведущий свою историю с 2009 года, уже стал любимой площадкой для взаимодействия людей искусства.

2020 год внес свои коррективы. Три недели, с 7 по 26 ноября, фестиваль проходит на онлайн-платформе www.jasstar.kz. И все, кто зарегистрировался там, могут участвовать в образовательных вебинарах от профессионалов.

“ЖасSTAR” охватывает 6 направлений: кино и драматургия, поэзия, музыкальный театр, искусство фотографии, креативные индустрии, современное искусство.

Из уже прошедших дискуссий особый интерес вызвали три: “Кинорынок Казахстана: лучшее – враг хорошего”, “Нужен ли Казахстану поэт? Нужен ли поэту Казахстан?” и “Музыкальный театр Казахстана”.

На поэтическом вебинаре писатель, публицист, специалист международных отношений Адлет Кумар (Аджиджиро Кумано) высказал мнение, что люди сейчас больше заняты материальным накоплением, чем чтением поэзии и прозы. На что поэтесса, писательница и философ Динара Ботабаева (Дидо) парировала: “Разве у высокой поэзии когда-нибудь был массовый читатель? Поэт – это состояние души, и никто не может диктовать ему, писать или не писать. А эссеист, поэт, писатель и редактор журнала “Полутона” Павел Банников перевел разговор в более оптимистичное и прагматичное русло: “С поэзией у нас все хорошо. Хотя ее обычно мало читали, но она всегда спасала человечество от вымирания. И в XXI веке с этим ничего не изменилось… Только государство могло бы помочь творческим людям в Казахстане тем, что дало бы налоговые льготы для издательств, выпускающих отечественную литературу… И поверьте, тогда они быстро начнут искать авторов, которых можно продвигать. Издательство – это бизнес, но бизнес социально важный! Так дайте же ему работать, снимите с него, к примеру, НДС, дайте какие-то льготы на поставку бумаги, льготы для развития цифровых изданий, которые уже существуют и на русском, и на казахском языке…”.

Не менее познавательным получился вебинар “Музыкальный театр Казахстана”. Профессионалы классического направления в музыке обычно, как образец дисциплины и жесткой самоорганизации, порекомендовали начинающим коллегам – следить не только за внешней, но и за внутренней красотой, которая непременно отражается на голосе, дает позитивную энергетику и приносит любовь и почитание зрителей.

На семинаре “Кинорынок Казахстана: лучшее – враг хорошего” творческими находками в области кинематографа поделился обладатель многих международных наград, режиссер Адильхан Ержанов.

На вопросы, какой из 10 фильмов дался его команде труднее всех и как удалось эти трудности преодолеть, он ответил:

“Это фильм “Риелтор”, который мы снимали на Капшагае. Одно за другим там приключались всякие несчастья. То стало плохо актеру, потом вдруг пропал наш продюсер, не выходил на связь. А мы вообразили, будто его ограбили и избили. Оказалось, у него сломалась машина и села сотка. В этот же день ветер снес все наши декорации… Но я знаю – из любой ситуации есть выход. Наполеон перед битвой всегда имел не один, а около 40 планов, 40 версий развития боя. И точно знал, если в бою что-то пойдет не так, куда отступить и какую высоту захватить. Так и режиссер на площадке должен иметь в голове несколько заранее запланированных вариантов. Случайности застают врасплох только того, кто не имеет таких планов”.

А на вопрос, что важнее, теория или практика, Ержанов ответил: “Теория ничего не даст, если не будет идти об руку с практикой. Помню, в юности я от корки до корки прочитывал все рецензии именитых критиков в журналах о кино. И после этого фильмы, которые я смотрел, становились мне более понятными. А потом, когда поступил в Академию искусств, пытался применить известные мне режиссерские приемы на практике. То есть, если вы хотите наслаждаться фильмами, достаточно их просто смотреть. А если хотите снимать, то должны изучать механизмы их создания. Как маленький Калашников в детстве разбирал на части утюги и велосипеды, чтобы понять, как они работают изнутри, так и начинающий режиссер должен смотреть фильмы, чтобы знать, как они сняты. И тогда теория перейдет в практику”.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи