Опубликовано: 10000

Жаркент: как выживает провинция

Жаркент: как выживает провинция

От приграничного Жаркента Панфиловского района до Китая, можно сказать, рукой подать. В силу географического расположения город живет своей особенной жизнью – сказывается близость “соседей”. Как выживает один из малых городов Алматинской области, выясняли наши корреспонденты.

Тетя, плати за информацию!

С давних времен приграничный Жаркент живет торговлей, чему способствовало расположение на Великом Шелковом пути. И сегодня торговля кормит этот край, а коммерческая жилка чувствуется даже в детях. Когда мы заблудились в пригороде и спросили дорогу у мальчугана лет семи, тот живо показал, куда нам ехать, не забыв попросить за это деньги.

Широкая дорога, защищенная по обе стороны высокими деревьями, привела нас в город. Позже старожилы Жаркента рассказали любопытную деталь: оказывается, придорожные карагачи и тополя имеют свою историю. Их посадили местные жители более ста лет назад, причем в приказном порядке. Людям раздавали по десять саженцев. Тех, кто ленился и отказывался озеленять город, вывозили на базарную площадь и публично секли розгами. Деревья были призваны защищать путников и дорогу от ветра, снега и солнечных лучей.

Улицы готовили к… кавалерийским атакам

Что сразу в Жаркенте бросилось в глаза, так это непривычно широкие для маленького городка улицы. Мы измерили: 15 метров составляет ширина одной улицы. За это нужно благодарить военных градоначальников, которые предполагали проведение на жаркентских улицах конных шашечных боев и прохождение кавалерии.

А если заглянуть в архивные материалы, то выясняются и другие уникальные особенности местного градостроительства. Оказывается, Жаркент имеет площадь 36 квадратных километров и состоит из параллельных улиц, каждая длиной шесть километров. Заблудиться здесь просто невозможно!

На улицах Жаркента всегда много машин – ведь в 30 километрах находится таможенный Коргас. А за ним – Китай. Официально в городе проживает 43 тысячи человек, а с транзитниками здесь ежедневно набирается 60–70 тысяч.

Осел – помощник “Жигулям”

Для груженых “тяжеловесов” отведены две специальные дороги. Случается, что грузовые машины заезжают и на другие улицы, поэтому разбитые дороги в Жаркенте – один из больных вопросов. Местные водители надеются, что положение спасет объездная дорога вокруг Жаркента в Коргас для грузового автотранспорта, ее уже начали делать.

Как мы заметили, самый распространенный вид транспорта в приграничном городе – видавшие виды советские “Жигули”. Автолюбители рассказали, что их ремонтируют буквально на каждом углу, а из Китая везут дешевые запчасти на “семерки” и “пятерки”.

Ослики или мулы – тоже очень популярное средство передвижения. Запряженные в повозку, они встречаются на улицах города так же часто, как “Жигули”. Кстати, купить ослика в Жаркенте – целая проблема, потому ослы здесь, как говорят жаркентцы, на вес золота:

– Животные они умные, выносливые и при этом мало едят, как без них обойтись?

Торгуют все!

Жизнь в Жаркенте бурлит круглый год. Ежедневно с городских “пятачков” на границу отправляются автобусы с шоп-туристами. Семейный бюджет многих жаркент­цев спасает торговля. Для жителей города существует безвизовый проезд в приграничную зону Китая – на один день. Челноки покупают на приграничных китайских заводах текстиль, обувь, потом продают товары у себя в городе или вывозят в другие поселки и города. Но бизнес не всем приносит желаемую прибыль. Горожанка по имени Сауле рассказала, что торговля дает ее семье небольшой доход – около 15 тысяч тенге в месяц, у кого-то бывает побольше.

– Где-то в 1996–1998 годах наш город буквально погибал, люди сидели без денег, а безвизовый режим в Китай тогда отменили, – вспоминает наша собеседница. – Работы в городе почти не было, ведь малый и средний бизнес у нас появился после 2000 года. Открылись кафе, парикмахерские, бильярдные…

Помогают выжить семейству нашей собеседницы огород и хозяйство – куры, корова, бараны. Скотину здесь стараются держать в каждой семье, ведь у многих дети, внуки учатся в вузах Алматы, Талдыкоргана, и продажа мяса помогает жаркентцам платить за обучение.

Кстати, мы обратили внимание, что цены на мясо в “мясном крае” низкими не назовешь: говядина, баранина продаются по 600–700 тенге за килограмм.

Цены на землю растут как на дрожжах

В то же время, по рассказам аксакалов, Жаркент никогда не был голодным городом, даже в самые тяжелые годы разрухи. Этому способствовали местные традиции выращивать все необходимое на личных огородах, огромные площади которых поразили нас, алматинцев. Оказалось, что при царе земельные наделы выдавались такие, чтобы жители могли прокормить свои семьи. Тогда же была построена арычная сеть, поэтому проблем с поливом огородов в городе никогда не было. Жаркентский край отличается и плодородной почвой, считают местные жители. Правда, в этом году они вообще не ели местные абрикосы и урюк – ранние заморозки полностью лишили их урожая косточковых культур.

Вокруг города много пастбищ, и последние пять лет в Жаркенте стало активно развиваться скотоводство.

Словно на дрожжах здесь стали расти цены на землю. Купить домик в традиционном купеческом стиле с земельным участком 10–15 соток почти невозможно – нет продавцов. Узнав о перспективах города как торгово-экономического центра, местные жители перестали продавать землю и переезжать в более крупные города, как это было еще пять-шесть лет назад. А выходцы из Жаркента, занесенные судьбой в другие регионы страны, возвращаются в родные края, где стараются начать собственный бизнес.

Утка по-пекински – даже в столовой

Близость с Китаем дает о себе знать повсюду. Мы обратили внимание, что в городе закусочные, кафе, рестораны встречаются так же часто, как в Алматы аптеки и парикмахерские. Всего точек общепита – около ста. В любой, даже самой скромной забегаловке есть дунганская, казахская, уйгурская, китайская, корейская и кавказская кухня. Местные повара предпочитают ездить на обучение в Китай, поэтому в меню многих кафе – целый список китайских блюд, а что такое утка по-пекински, жаркентцы знают не понаслышке. Еще обилие кухонного ассортимента в Жаркенте связано с тем, что в городе проживают люди более 35 национальностей. Среди них есть поляки, армяне, грузины, литовцы, украинцы… Нет в городе только китайцев – не положено им жить в приграничном городе.

Один из местных жителей вспоминает, как в советские годы партийные жаркентцы ложились спать с одной мыслью: нужно держать ухо востро – Китай совсем рядом. Тогда отношения между нашими странами были далеко не безоблачными. Китайская республика считалась вероятным противником Советского Союза.

В творчестве раннего Кастеева виден китайский стиль

Влияние китайской культуры чувствуется и в местной архитектуре. Так, знаменитую Жаркентскую мечеть – очень красивый и необычный памятник архитектуры, проектировал китаец Хон Пик. Ее отличают парящая крыша, яркие и сочные краски. Вообще, китайский стиль местные бизнесмены любят использовать при отделке кафе, ресторанов.

Директор художественной галереи имени Абылхана Кастеева Панфиловского района Даулет Адилов считает, что близость с Китаем оказала влияние на творчество местных художников и мастеров прикладного искусства:

– Если посмотреть ранние работы знаменитого казахстанского художника, нашего земляка Абыл­­­хана Кастеева, то техника их исполнения очень схожа с техникой китайских художников. Многие местные художники работают в технике батик, делают гобелены, что практикуют китайские мастера.

Сегодня творчество местных художников пользуется спросом у алматинских коллекционеров. Кое-кого из них можно назвать и постоянными заказчиками.

Джигит-баши – местное самоуправление

Жителям малых городов присущи свои особенности, это мы отметили, прогуливаясь по улицам Жаркента. К примеру, белить стволы деревьев к праздникам, а то и просто ради красоты – здесь не обязаловка, а привычка. Точно так же, как и мести улицы рядом со своим домом или местом работы. Возможно, поэтому Жаркент отличается непривычными для нас, алматинцев, чистыми тротуарами и улицами.

Большую работу по благоустройству города проводят квартальные комитеты, есть здесь такие добровольные организации. Их возглавляют уважаемые люди, которых выбирают соседи. К примеру, недавно джигит-баши добились ночного уличного освещения на одной из городских улиц.

Водопровод не ремонтировался более 50 лет

Конечно, в Жаркенте есть и свои непростые проблемы.

– Главная беда малых городов – отсутствие собственного бюджета, мы зависим от района, – говорит аким Жаркента Мурат Хизметов. – Это мешает навести порядок в коммунальном хозяйстве. В Жаркенте 24 многоэтажных дома, и состояние подъездов, крыш оставляет желать лучшего, так как у местных КСК не хватает средств на ремонт.

Нуждается в капитальном ремонте и городской водопровод, который больше пятидесяти лет никто серьезно не ремонтировал. В летнее время ежедневно в небольшом городке происходит до десяти аварий на водопроводных сетях. На ремонт городских улиц также нужны деньги.

Кроме того, в связи с бурным всплеском рождаемости в городе за последние три года выросли очереди на места в детские сады. В городе восемь детсадов, но этого мало, признает городской аким.

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото), Алматы – Жаркент

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи