Опубликовано: 3700

Зеленые фуражки – для крепких и головастых

Зеленые фуражки –  для крепких  и головастых

В ходе “прямой линии” начальник штаба регионального управления “Шыгыс” Пограничной службы КНБ РК полковник Турганбек СТАМБЕКОВ не только ответил на вопросы наших читателей, как следует пересекать государственную границу и кого берут в пограничники.

Он даже раскрыл несколько "военных тайн" – на ком лучше жениться будущему офицеру и кто лучше всех служит на границе.

Ситуация на казахстанско-узбекской границе

– Меня зовут Баян. Хотела задать вопрос по поводу пограничников на узбекской границе. Почему наше государство бездействует в ответ на незаконные действия узбекских пограничников? Почему они могут спокойно расстреливать наших граждан на границе?

– Спасибо за вопрос. Думаю, вы знаете, какая у нас обстановка на границе с Узбекистаном. Для того чтобы плотно закрыть южные границы, несмотря на кризис, правительство выделило нам 3,5 миллиарда тенге. Вы, наверное, видели фильмы и передачи о границе – там обычно присутствуют контрольно-следовая полоса, инженерные заграждения. Вот всем этим мы сейчас как раз и оборудуем южную границу, особенно с Узбекистаном и Киргизией.

Далее по поводу применения оружия. По каждому такому факту мы проводим тщательное дву­стороннее расследование. Да, в самом начале, когда мы только начали охранять границу с Узбекистаном, местные жители с обеих сторон не понимали, что все это всерьез, что мы пришли провести государственную границу не по карте, а в действительности. Основным источником заработка у жителей приграничных населенных пунктов была контрабанда. Вот, скажем, дом – парадный вход на территории Казахстана, а тыльная сторона огорода – уже в Узбекистане. Рай для контрабандиста! Это создавало напряженность на границе.

Но после того, как мы, можно сказать, жестко провели демаркацию – линию границы, установили пограничные столбы и инженерные заграждения, эти безобразия прекратились. Тем не менее и сейчас есть факты применения оружия узбекскими пограничниками в отношении наших граждан. После каждого такого случая командование Пограничной службы заявляет решительный протест узбекской стороне и настаивает на проведении расследования и привлечении к ответственности виновных. Нельзя говорить, что мы не защищаем интересы своих граждан. Защищаем.

Не будьте “дикарями”!

– Здравствуйте, меня зовут Арман, я алматинец, недавно с друзьями ходил в горы. Там мы наткнулись на людей в камуфляже. Они сказали, что мы пересекли границу и должны платить штраф.

– Добрый день, Арман. Порядок туристических походов, которые предполагают пересечение государственной границы, таков: вы обращаетесь в турагентство, пишете письма с указанием установочных данных, номера маршрута и даты пересечения границы. Одно такое письмо уходит к нам – в региональное управление Погранслужбы, второе мы передаем киргизской стороне. Третий экземпляр остается у вас на руках.

Туристические группы, которые к нам не обращаются, идут “дикарями” и пересекают границу вне установленных контрольно-пропускных пунктов. У них нередко вымогают деньги, так как они находятся на территории соседнего государства незаконно.

Сообщите нам, когда и где с вас требовали деньги. Мы немедленно доведем это до сведения киргизской стороны, там быстро примут меры.

– Получается, чтобы просто подняться до Большого Алматинского озера, надо обязательно в туристическое агентство обращаться?

– Да. Дело в том, что это уже пограничная полоса. Пограничники фиксируют и те группы, которые просто идут по своему маршруту в горах, но не пересекают границу. Проверяют документы. Это ради вашей же безопасности: мы знаем, что наши граждане в такое-то время и там-то пересекли границу. И если что-то, не дай бог, случится, то сможем оперативно принять меры – ведь мы будем информированы.

– Я могу обращаться в любое туристическое агентство?

– Да, мы провели при поддерж­ке акимата г. Алматы разъяснительное собрание с представителями турагентств и довели до их сведения порядок обращения граждан и пересечения границы.

– Если возникнут вопросы, то по каким телефонам можно обращаться?

– 2-619-810, это номер дежурного регионального управления “Шыгыс”. Адрес – пересечение улиц Наурызбай батыра и Богенбай батыра.

Каждая ссора – на виду

– Добрый день, меня зовут Марат. Меня вот что интересует: кто служит лучше – городские, сельчане или призывники из какой-то определенной области?

– Пограничник – профессия многоплановая, поэтому нельзя сказать определенно, кто лучше подготовлен к службе. С одной стороны, грамотнее горожане, многие прошли начальную военную подготовку. Однако сами условия службы на отдаленных заставах бывают для них сначала трудноватыми. Сельские ребята вроде бы привычнее к бытовым трудностям, но у многих пробелы в образовании. Некоторые, хотя и имеют на руках аттестат о среднем образовании, не знают простой арифметики, плохо читают, пишут – как такому бойцу доверять сложную технику? Как он сможет обслуживать электрифицированные инженерные заграждения? Как поймет требования законодательства? А без этого никак – наш боец ведь государство представляет, с границы страна начинается.

Понятно, что парни из сельских районов больше всего заинтересованы попасть к нам. Во-первых, родители наслышаны о том, что у нас нет дедовщины. Как может старослужащий издеваться над молодым бойцом, если им завтра обоим идти вместе в наряд с оружием? Да и личного состава на заставах мало – каждая ссора на виду. Чтобы жить и служить на заставе, нужно понимать, что рядом – твои боевые друзья, которые тебе помогут. Это не слова, я могу вам привести случаи, когда офицеры скидывались на дорогостоящее лечение для своих солдат. Это пограничное братство.

Вообще же, если пограничнику даже на самой дальней заставе необходима квалифицированная медицинская помощь, то бригада врачей из нашего центрального госпиталя немедленно вылетает на место. Кто вам на “гражданке” такие условия обеспечит, чтобы за одним больным высылали самолет медиков?

Во-вторых, будем откровенны: для многих парней из аулов, особенно из многодетных семей, армия – это возможность досыта поесть. Мы привозим родителей на заставы к призывникам, так они ахают, когда видят, как солдаты едят: кофе, колбаса, сыр, сгущенное молоко, свежий хлеб…

Хотелось бы в первую очередь привлекать на службу крепких парней, но при этом головастых, знакомых с техникой, психически устойчивых. Выдержка должна быть, как у дипломата, ведь пограничник – политический представитель государства.

“Всесоюзная теща”

– Вопрос по поводу нынешнего Военного института КНБ. Я слышал, что выпускники алматинской “погранки” в советское время ценились. Сохранилось ли это отношение и к нынешним выпускникам?

– Да, выпускники Алма-Атинского высшего пограничного училища славились на весь Союз. Не в последнюю очередь благодаря женам, которые, как декабристки, преданно следовали за мужьями, стойко переносили тяготы военного быта. Великое дело, когда “в тылу”, дома, у тебя все в порядке. Алма-Ату называли всесоюзной пограничной тещей. Раньше как было – присылают молодого лейтенанта только что из училища, командир его спрашивает: “Алма-Ата? Жена алмаатинка? Поедешь на самый трудный участок”. Потому что знали, что с женой-алмаатинкой офицер справится с любыми трудностями.

А служба на трудном участке тогда, кстати, считалась не ссылкой, а проявлением особого доверия, привилегией. Сейчас это не всем понятно…

Я сам несколько лет занимал должность заместителя начальника Военного института, нам удалось за это время подтянуть дисциплину и возродить традиции “зеленых фуражек”. Так что этот вуз продолжает выпускать настоящих офицеров-пограничников.

– Алло, я Елена Бекмаханова из Алматы. Нередко бывает, что, когда прилетаешь домой, выходишь из самолета, приходится отстаивать большие очереди на пограничный контроль.

– Видимо, в аэропортах в тех случаях, когда вы приезжали, начальник подразделения решил отпустить часть подчиненных, так как поток пассажиров был невелик. Людям даже в форме надо отдыхать – они же там находятся по 24 часа. Однако если вы считаете, что очередь слишком длинная, то обратитесь к начальнику смены, дежурному, укажите на то, что скопилось много людей, он отреагирует. Вообще на кабинках паспортного контроля есть номера телефонов регионального пограничного управления: если у вас есть претензии или замечания – всегда можете обратиться к нам.

Срочно требуются дефицитные специальности!

– Здравствуйте, меня зовут Бахрам. Хотел бы узнать, как можно поступить на службу в погранвойска?

– Как я понимаю, речь идет о контрактной службе? На контрактную службу мы в основном принимаем солдат после срочной службы. Например, вы солдат-пограничник срочной службы. Если у вас есть высшее образование, то через четыре месяца после службы вы имеете право написать рапорт о том, что хотите остаться на контракте. Командование изучит, нужен ли военнослужащий с такой специальностью. Если ответ будет положительным, то кадровые органы начнут оформлять документы, проводить медицинское освидетельствование и потом уже принимать.

У вас какое образование? Высшее филологическое? Мы призываем на контрактную службу граждан, не служивших в армии, если они обладают дефицитными специальностями. Филологическое образование – это не очень дефицитно для нас. Однако, если вы хотите попасть именно на пограничную службу, я вас рекомендую. Сколько вам лет? 25? До 27 лет вы имеете право призваться на срочную службу. Если поймете, что пограничная служба – это ваше, то через четыре месяца пишите рапорт, а мы будем рассматривать ваш вопрос о прохождении службы по контракту.

“Мы вас все равно узнаем”!

– Здравствуйте. Моя сноха уже около четырех лет живет в Казахстане, но она узбечка. Каков порядок приема гражданства или прописки?

– Она должна обратиться в органы Министерства внутренних дел по месту проживания. Там есть определенный порядок, когда и какие документы подавать. Вам объяснят, какие у нее есть основания для получения нашего гражданства, поставят на учет, как постоянно проживающую на территории Казахстана. Этим занимается миграционная полиция.

– Алло, была такая ситуация: наши пограничники чуть было не задержали меня на границе, придрались к фотографии в паспорте – вы там, дескать, не так покрашены, не того цвета волосы…

– Но выпустили же в конце концов? Служба паспортного контроля, конечно же, сверяет вашу внешность с фотографией в паспорте, и если есть существенные отличия, то могут возникнуть вопросы. Обычно, если контролер сомневается, он вызывает старшего смены, который детально изучает документы. Однако погранконтроль всегда сможет определить, что вы – это именно вы, даже если смените прическу или наденете очки.

Филипп ПРОКУДИН, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи