Опубликовано: 1600

Запрягайте, хлопцы… мотоциклы!

Запрягайте, хлопцы… мотоциклы!

Каждый выбирает транспорт по вкусу. Кому-то нужны четыре колеса, а кого-то устраивают и две ноги. Но на обладателей железных коней с мощными моторами мы всегда смотрим немножко с завистью.

Гарцевать по пересеченной местности, парить над трамплинами и с художественной точностью проходить вираж – кто хоть раз об этом не мечтал? Сегодня мы познаем премудрости мотокросса – самого популярного вида мотоспорта в мире.

Заниматься мотокроссом можно вне зависимости от возраста. И шестилетние детишки, и 60-летние дедушки катаются с одинаковым удовольствием. Что же касается девушек за рулем мотоцикла (да простят они меня!), то мотокросс – брутальный вид спорта и ближе к мужской натуре. Барышни же идеально вписываются в группу поддержки мотогонщиков…

– Оптимальный возраст для начала занятий – 6 лет, когда ребенок может держать в руках мотоцикл, ближе к 12 появляется мастерство, в 15–16 лет он раскроется как спортсмен, – считает Олег Жаров, тренер спортивно-технического клуба “Фабричный”.

– Я начал заниматься в 16 лет, после того как знакомые подарили мне мотоцикл, – вспоминает мотогонщик Владимир Юматов. – Они давно знали, что у меня душа к двухколесной технике неровно дышит. Моим первым мотоциклом был “Чезет”, сейчас у меня “Хонда” – на фоне старой машины, считай, что иномарка.

Не роскошь, а средство пересеченияМотоциклов в мире производят великое множество, с разным функциональным назначением, но если вам по душе именно мотокросс, то и следует обратиться к кроссовым моделям. Они, как правило, оснащены надежной рамой, подвеской и мощным двигателем. Кроссовый мотоцикл предназначен для соревнований по пересеченной местности. Их не используют на асфальтовом покрытии! Мотоциклы этого класса выпускают даже для детей, на вид почти игрушечные, но на деле – настоящая соревновательная техника, только уменьшенных размеров.

– У нас сейчас в основном японские марки – “Хонда”, “Судзуки”, “Кавасаки”, “Ямаха”, с ними еще могут конкурировать австрийские мотоциклы. Обычно привозим из Эмиратов, – продолжает Жаров. – Напрямую из Японии выходит дорого. Я в свое время ездил на “Иже” – неплохой мотоцикл, тяжелый, как танк, и в грязь, и зимой отлично справлялся.

Мототехника подбирается в зависимости от возраста и мастерства пилота. Чем меньше годков гонщику, тем меньшей мощности мотоцикл ему нужен. Это касается и новичков – освоение азов должно происходить на простой модели.

– Для мальчишек от 6 до 10–12 лет подходит мотоцикл 65 куб.см, цены на них от 2000 долларов США до 4500; с 12 до 16–85 куб.см

(от 4000 долларов), с 16 лет и старше – 125 куб.см, такие модели стоят от 9 до 12 тысяч долларов, – говорят наши эксперты.

Как посадили – так и поедешьКстати, в мотокроссе большее значение, чем возраст, имеет вес. И физическая подготовка должна быть на должном уровне, чтобы справляться с нагрузками. Ведь мотогонщики постоянно ездят по крутым подъемам и спускам, прыгают через протяженные трамплины, вписываются в повороты. Кроме собственно “физики”, приветствуются умелая техника вождения и технические знания самого мотоцикла.

– Для укрепления физической силы важны пробежки, так как они развивают дыхание. Но в то же время мы не рекомендуем усиленно посещать спортзалы, у нас есть ребята, которые занимались атлетизмом, – мышцы сильно забиваются. Им пришлось вскоре выбирать между атлетизмом и мотокроссом. Рекомендуем много работать с кистями рук – например, тренировать их с помощью гирь, для ног – делать приседания со штангой.

Любой тренер первым делом “ставит” мотогонщику посадку. Правильная посадка – когда ноги согнуты, голова на уровне руля. Второй шаг обучения – прохождение виражей, в третью очередь – прыжки с трамплинов. Как правило, за старт гонщик теряет пару килограммов. По воспоминаниям моего собеседника Олега Жарова, в Союзе, когда время заездов было в два раза длиннее, а самих заездов было не два, а три, участники худели и больше!

– Научиться ездить можно за пару лет, если серьезно тренироваться по 2–3 раза в неделю. А есть такие вундеркинды, которые за год становились чемпионами Казахстана!

Дефицит трассУникальность мотокроссовой техники в том, что, хотя она и не развивает асфальтовых скоростей, но за счет препятствий на грунтовой местности не уступает по ощущениям и выбросу адреналина в крови.

– По пересеченной местности простой мотоцикл так не поедет, мы развиваем до 70 км в час в гонке с трамплинами и препонами, – это, кажется, ненормальная скорость, – добавляет действующий спортсмен Юматов. – А когда дует ветер, тебя просто сносит, ты вылетаешь с трамплина и падаешь. После серьезной гонки день-два все тело болит – руки, спина, поясница, ноги.

Несмотря на богатство ландшафта нашей страны, места, где мотогонщики могут тренироваться и тем более проводить соревнования, можно пересчитать по пальцам.

– На данный момент в Алматинском регионе появились вторая трасса в районе Кульджинской дороги и трасса в поселке Фабричный, под Алматы, которая действует с 1974 года. Изначально она была естественная, но потом ее обустроили. Сегодня "фабричная" трасса считается классической: все разрывные трамплины сделаны искусственно, есть и прямые участки. Зимой мы собираемся на озере Сайран в Алматы. Неплохие трассы в Костанае и Лисаковске, их строили российские специалисты.

МОТОвствоДорогое сердцу удовольствие обходится дорого и карману. Средства уходят на приобретение техники и ее уход, а также на экипировку.

– Приходится использовать дорогие масла, потому что двигатели у нас форсированные. Для двухтактного двигателя и в бензин нужно масло лить, для четырехтактного – 2–3 соревнования, и пора менять масло. Масло стоит от 3800 тенге за литр. В месяц минимум уходит 4 канистры масла, если тренироваться по 2–3 раза в неделю. Еще резина быстро горит, особенно летом – за сезон, как правило, меняем три комплекта задних шин и два – передних (плюс еще 35–38 тысяч). А если не повезло и подвел двигатель, его ремонт обойдется примерно в 1500 долларов.

Одно радует, говорит наш спортсмен Володя Юматов, что современная техника не часто ломается – это экономит и деньги, и… здоровье спортсмена. Однако береженого Бог бережет, и лучше садиться на мотоцикл в специальной экипировке. Как обычно, профессиональное обмундирование стоит дороже, но и степень защиты у него выше. Кроссмену необходимы штаны, футболка, шлем, нагрудники, налокотники, мотоботы. Все это в целом может обойтись примерно в 2000 долларов.

– В мотоботах нога по колено защищена, она не движется, там специальные металлические вставки, в случае удара на излом не идет. Их реально хватает на два года, штанов с футболкой – на сезон. Это, конечно, как ездить. Если аккуратно, то можно хоть всю жизнь одной формой пользоваться. Но кто ж из мотогонщиков аккуратно ездит?

Подсесть на колесаОни падают, поднимаются и снова мчатся наперекор своему страху. Мотокроссмены подпрыгивают до 5 метров в высоту и пролетают до 50 метров в длину! Ну а на соревнованиях только у ленивого не проснутся азарт и борьба.

– Новичков стараются сильно не обижать, все понимают, что они еще толком не умеют ездить, – говорит профессиональный кроссмен Юматов. – А вот если соревнуются гонщики со стажем – там все с характером, каждый сам за себя. Сначала страшно, но после старта про все забываешь и просто едешь. Но одному мчать – неинтересно, когда рядом соперник, то хочется догнать и обогнать!

– Страшно? Конечно. Страх есть всегда, только дураки не боятся, – продолжает тренер Юматова Олег Жаров. – Кайф в том, чтобы преодолеть страх, перепрыгнуть трамплин. И когда понимаешь, что без этой победы над собой и собственным страхом уже обойтись не можешь – тогда чувствуешь, что подсел на колеса!

Марина ХЕГАЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)

[X]