Опубликовано: 1300

Загадки древней Кимакии

Загадки древней Кимакии

В Павлодарской области обнаружена редкая археологическая находка. Останки знатной семьи – мужчины, женщины и двоих детей – найдены в погребении эпохи Кимакского каганата.

Ранее в поселке Чернорецкий, что в 50 километрах от Павлодара, находили “следы прошлого”, но из других временных отрезков. А в этот раз археологи обнаружили исторический памятник, датируемый VIII–IX веками нашей эры. Хорошо – успели! Погребение располагалось на краю обрывистого берега Иртыша, и начавшийся весенний разлив наверняка смыл бы его.

– О Кимакском каганате писали арабы и персы, по большей части не бывавшие здесь, – рассказывает руководитель археологической экспедиции, директор археологического центра Павлодарского государственного пединститута Тимур Смагулов. – То есть информация составлялась ими не по собственным наблюдениям, а по рассказам путешественников и купцов. Общие сведения до нас дошли, но нет деталей. Например, о погребальном обряде, внешнем облике людей того времени, их быте. До сих пор не найдены города и замки, описанные в трудах средневековых авторов.

Известно, что столица Кимакского каганата находилась на Иртыше, а территория его охватывала большую часть территории современного Казахстана. Северные границы терялись в таежной зоне.

– В нашей стране обнаружены десятки могильников той эпохи, но находка в Чернорецком уникальна – здесь обнаружено надгробье из сырцового кирпича, характерное для погребений средневековой элиты, – отмечает Т. Смагулов. – Последний раз в регионе подобное обнаруживали в 1955 году близ села Кенжеколь.

Археологи впервые в захоронениях среднеиртышских кимаков нашли амулет из просверленного клыка дикого кабана.

– Видимо, он имел какое-то сакральное значение, – замечает наш собеседник.

О том, что здесь покоятся знатные люди, говорят также украшения – кольца из серебра, украшенные драгоценными камнями, железные ножи, глиняная посуда.

Еще одна примечательность: над захоронениями и внутри могил взрослых были найдены останки лошадей. Их хоронили вместе с людьми, так как по поверьям кочевников считалось, что именно это животное поможет попасть умершим в загробной жизни в “страну мрака и тьмы”.

Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар

[X]