Опубликовано: 5000

Заброшенный шорт-трек

Заброшенный  шорт-трек

Шорт-трек – бег на коньках в хоккейной коробке – один из самых медалеемких видов спорта в программе Белых олимпиад. Казалось бы, чем не повод обратить пристальное внимание на этот вид спорта? Но география развития шорт-трека в Казахстане насчитывает, по сути, всего три региона – Уральск, Костанай и Алматы.

Катастрофическая ситуация

– К примеру, в Алматы лишь одна коробка стандартного размера – во Дворце спорта им. Балуана Шолака. Однако последние полтора года и эта арена находилась на реконструкции, – говорит заслуженный тренер Казахстана, методист по шорт-треку Центра подготовки олимпийского резерва (ЦПОР) Алматы Геннадий ЧУГАЛЬСКИЙ. – Правда, и когда Дворец спорта еще функционировал, тренироваться в нем было проблематично из-за высокой аренды льда: тренировочный час там стоил 45 тысяч тенге, а соревновательный – 70 тысяч. За последние два года в Алматы открылись два отделения шорт-трека – в ЦПОР по зимним видам спорта и в СДЮШОР №18. Но без льда это не даст необходимого эффекта.

– Еще в Алматы есть лед в интернате для одаренных в спорте детей, но там нестандартная дорожка, – вступает в разговор старший тренер по шорт-треку города Алматы Аделаида ЛАВРОВА. – Соответственно эта дорожка имеет другой радиус поворота. Для начальной подготовки неплохо, но для спортсменов высокого класса это неприемлемо. Ребятам перед соревнованиями приходится в срочном порядке перестраиваться на новый радиус, из-за чего в ходе стартов мы теряем драгоценные секунды. Стандартный оборудованный лед есть только в Уральске. В ледовом дворце Костаная – неправильная терморегуляция, и с потолка все время течет. Нам катастрофически не хватает льда.

Странная “политика”

Другим фактором, мешающим развитию шорт-трека в Казахстане, специалисты называют странную “политику” республиканской федерации. Какую-либо системность в ее работе обнаружить трудно: календарный план на год отсутствует, о тех или иных республиканских соревнованиях тренерам порой становится известно лишь за несколько дней до их начала. Выстраивать подготовку спортсменов в таких условиях невозможно.

– Нас неверно информируют о сроках проведения соревнований, они неоднократно переносятся. А ведь нам надо еще взять билеты и приехать, – отмечает Аделаида Лаврова.

– При этом нас обвиняют в бойкоте соревнований, – продолжает Геннадий Чугальский. – К примеру, в прошлом году после Спартакиады в Уральске нам неожиданно заявили, что там через пять дней пройдет еще и личный чемпионат Казахстана. Я звоню в Алматы, а мне говорят, что не могут нас профинансировать из-за того, что на эти соревнования не пришли официальные документы. Пришлось возвращаться домой. Или вот через месяц собираются провести Кубок Казахстана, по итогам которого будет комплектоваться состав сборной для участия в Азиатских играх. Но опять же, этих соревнований нет в календаре и вновь встает вопрос их финансирования.

Как мы теряем лучшие кадры

Подобная бессистемность присутствует и в национальной сборной по шорт-треку. Далеко не всегда состав команды формируется по спортивному принципу. Ведущие спортсмены вынуждены бросать шорт-трек или менять специализацию.

– Участница Олимпиады в Ванкувере по конькобежному спорту Катя Айдова из Караганды начинала в шорт-треке, выполнила норматив мастера спорта, – говорит Геннадий Чугальский. – Но ее не включили в состав сборной Казахстана, и она перешла в коньки, став первой в истории страны чемпионкой мира среди девушек. Вот так шорт-трек теряет лучших спортсменов. Причем речь не только об отдельных личностях – о целых регионах. Политика такова, что, к примеру, Караганда была вынуждена, по сути, бросить развивать шорт-трек. В Астане все внимание отдано лишь хоккею.

– Или возьмем пример лидера сборной Казахстана Андрея Сметанина, – говорит Аделаида Лаврова. – Пять лет назад ему не дали денег для участия в отборочных соревнованиях к Олимпиаде в Турине. Аналогичная ситуация сложилась перед Ванкувером. На тренерском совете было заявлено, что на олимпийском отборе Сметанин побежит свою коронную дистанцию 1500 м, где он мог взять лицензию. Однако его вдруг поставили на 1000 м, и он не отобрался в Ванкувер. А ведь Андрей на Кубке мира на “полуторке” регулярно попадал в двадцатку сильнейших. Зачем спортсмену искусственно создавать преграды? Основа спорта – конкуренция. А тут – “не пускать”, “не давать” и т. д.

– На мой взгляд, только честное отношение ко всем, кто связан с шорт-треком, будет полезно для нашего вида спорта, – резюмирует Геннадий Чугальский. – Чтобы он развивался, все должно делаться не как попало, а системно и продуманно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи