Опубликовано: 930

За чертой жадности. Сергей Туник об итогах недели

За чертой жадности. Сергей Туник об итогах недели Фото - Иллюстрация caravan.kz

Как волка ни корми, у павлина всё равно хвост больше.

Во вторник глава правления Фонда национального благосостояния “Самрук-Қазына” Алмасадам САТКАЛИЕВ оправдывался перед журналистами, почему у топ-менеджеров нацкомпаний “Казатомпром” и “Казахтелеком” сумасшедшие зарплаты. Труд бастыков в 2 этих конторах оценивается в миллиард тенге ежегодно.

По словам Алмасадама Майдановича, жалованье этих в прямом смысле ценных работников не менялось с 2016 года. “Уровень оплаты труда, – пояснил он, – должен быть сравним со среднеотраслевым”. И добавил, что топ-менеджеры ФНБ получают от 700 тысяч до 1 миллиона тенге. А “по некоторым портфельным (вдохните глубже!) – до 1,5 миллиона на руки”.

К слову, на неделе Бюро нацстатистики сообщило, что средняя зарплата в стране составляет 285 тысяч тенге. Ну да, если топы в ФНБ по 6–7 лямов в месяц гребут, а рядовые граждане от 80 до 160 тысяч, то тут статистикам верить можно.

Между прочим, до сих пор около 12 процентов казахстанцев живут за двойной сплошной чертой бедности. Менее 5 процентов – миллионеры – за чертой жадности. Остальные граждане – за чертой зависти к ним.

“По оплате труда независимых директоров, – продолжил г-н Саткалиев, – надо понимать, что компании имеют различный статус. Многие из них – листинговые, на международных торговых площадках размещены. А наличие высококвалифицированных международных специалистов с именем говорит о прозрачности нашей деятельности”.

Ну и где результаты? В конце января Президент Касым-Жомарт Токаев в пух и прах раскритиковал “Самрук-Қазына” за громоздкую структуру, непрозрачность деятельности, назначение “политически значимых” людей на высокие должности, неэффективную систему госзакупок, трудовые конфликты, убыточность, чрезмерные расходы на содержание аппарата. И добавил, что, если глава ФНБ не справится с задачей реформирования госфонда, он “уйдет в небытие, как и сам госфонд”. Тем не менее госфонд планирует вынести на обсуждение правительства вопрос о повышении зарплат своим сотрудникам.

Помнится, лет 15 назад тогдашний глава “Казахтелекома” Хайрат Карибжанов положил себе оклад весом 365 тысяч в месяц. Не тенге – долларов! За что лишился кресла. Прошли годы. Что изменилось?

Да, в фонде в 2 раза сократили управляющих директоров. Ну и заодно уволили всех советников – всего 106 голов. Но вот по госзакупкам в ФНБ вопросы остались. Пару недель назад сенатор Едил Мамытбеков заявил, что новые правила “расширили условия для коррупции”. Г-н Саткалиев и здесь попытался оправдаться. Но как-то не очень убедительно. Похоже, тут еще много чего реформировать придется. Моисей 40 лет водил евреев по пустыне. Сколько лет начальники “Самрук-Қазына” будут водить за нос граждан и правительство?

Во вторник глава Агентства по делам госслужбы Дархан Жазыкбаев сообщил Президенту Токаеву, что с 2023 года отбор на госслужбу будет проходить в онлайн-режиме. Ну не знаю, насколько эффективным будет такой отбор. Личное общение с человеком глаза в глаза, полагаю, дает больше информации о кандидате, чем допрос через компьютер. Тут детали важны: как претендент на должность одет, чем от него пахнет – свежевыпитым пивом или дорогим парфюмом? Каким пальцем в носу ковыряет? За кого голосовал на выборах в парламент? Почему желает работать именно в квазигосударственном секторе? Когда последний раз был в цирке?

Почти в тему. На неделе Генпрокуратура заявила, что с начала года из-за уклонения от уплаты таможенных платежей и недостоверного декларирования товаров госказне нанесен ущерб в 165 миллиардов тенге. Я не знаю, как принимают на работу в таможню. Возможно, претендентов пытают, прогоняют через полиграф – проверка на лживость тоже нужна. Но, как и в “Самрук-Қазына”, в таможне мало что меняется. Как пример: специалист поста “Нұр жолы” Мошканов оформил контрабанду на 337 кило. А по факту было 22 тонны. У него со зрением проблемы, с арифметикой или с совестью? Или он из той группы населения, которая за чертой жадности?

Из позитива недели: парламент и Конституционный совет приняли поправки в Закон “О республиканском референдуме”. Изменения касаются более 30 статей. Как народ решит – так и будет. А еще в среду Президент Токаев подписал указ о создании (или воссоздании?) 3 областей – Абайской (бывшая Семипалатинская), Жетiсу (бывшая Талдыкорганская) и Жезказганской. Да, это накладно для бюджета республики. Да, придется набирать штат работников – в том числе, видимо, в онлайн-режиме. Но в перспективе – экономия на командировках, расходах на бумагу и прочих дорогих ништяках. Республика сможет «прокормить» 17 областей, но должно быть наоборот – эксперты о новых регионах

Изумил в среду премьер-министр Алихан Смаилов. Он поручил акимам и уполномоченным органам до конца года обеспечить качественной питьевой водой сельчан на 94,7 процента, а горожан – на 98,5. А к концу 2025 года – вообще на 100 процентов. “Все эти работы, – сказал Алихан Асханович, – должны быть профинансированы в приоритетном порядке”. Я помню проваленные и разворованные программы “Ақ бұлак” и “Чистая вода”. Боюсь, что история может повториться. Потому что в словах “жажда” и “жадность” очень много схожих букв.

Алматы

STunik@caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи