Опубликовано: 1400

За чей счет банкет

За чей счет банкет

Попытка государства влить в экономику деньги пенсионных фондов, похоже, потерпела фиаско. Компания “Досжан темир жолы” – первая, кто привлек на возведение нового объекта деньги пенсионных фондов, – объявила дефолт.

Через месяц в Восточном Казахстане госкомиссия должна принять новую железную дорогу – 150-километровый участок Усть-Каменогорск – Шар. Новый маршрут действует всего несколько месяцев, но уже на ура принят бизнесом и рядовыми пассажирами: железнодорожники срезали петлю на пути из областного центра ВКО в Алматы, которая уходила на территорию России. Это значит – отпала необходимость в пограничных и таможенных досмотрах, лишней трате средств и времени.

Как только дорога заработала, движение по ней пошло 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Именно эта прогнозируемая загруженность в свое время убедила государство взять на строительство магистрали 20 миллиардов тенге из активов пенсионных фондов. В правительстве сочли, что дорога будет настолько прибыльна, что позволит с процентами вернуть деньги и дать фондам хорошо заработать.

Сооружение 150-километро-вого отрезка пути заняло четыре года. И в первое время взятые “напрокат” финансы текли рекой. Тревожный звонок прозвенел в конце прошлого года: заказчик – компания “Досжан темир жолы” – неожиданно прекратил финансирование. Не появились деньги в декабре, январе, феврале, марте… Несмотря на то что заказчик запустил дорогу в эксплуатацию, осталась масса проектных недоделок. А доделывать, достраивать, доводить уже было не на что.

В феврале (а затем в августе текущего года) “ДТЖ” известила держателей своих ценных бумаг (то есть пенсионные фонды) об отказе в выплате вознаграждений. Другими словами – о дефолте. Истратив колоссальные суммы народных денег, компания оказалась на грани банкротства! Как вы думаете, какие действия в этих условиях предприняло государство? Решило разобраться, куда ушли накопления казахстанцев на старость? Не угадали! Через фонд “Самрук-Казына” государство влило в “Досжан темир жолы” очередные миллиарды тенге налогоплательщиков.

– Весь этот год мы не видели зарплаты по нескольку месяцев, – рассказали в подрядной организации “Желдорстрой”. – Накопились долги перед субподрядчиками. Дорога уже больше полугода в эксплуатации, составы идут днем и ночью – значит прибыль есть. Но куда уходят эти деньги?

А теперь вспомним, какую “лепоту” рисовали заказчик и правительство в самом начале проекта.

– “Досжан темир жолы”, – заверяли они, – это сверхнадежная компания, ее облигации подкреплены гарантиями государства. Пенсионные фонды, которые вложат свои активы в ценные бумаги “ДТЖ”, ничем не рискуют. Механизм государственно-частного партнерства несет риски только для самой компании и только в том случае, если она не сможет эффективно эксплуатировать дорогу. Это прорывный проект, который не потребует ни тиына государственных денег, 20 миллиардов тенге будут сохранены для бюджета, для социальной сферы…”.

Сейчас, когда стало очевидно, что “надежная” компания на грани банкротства и бюджет вынужден влить в нее не просто деньги, а очень большие деньги, возникает вопрос: а как же обещанные госгарантии? Ведь в случае разорения “ДТЖ” в первую очередь пострадают держатели ее ценных бумаг – пенсионные фонды. Уже страдают! Кто и как возместит им убытки? И тут выясняется, что никто на этот вопрос сегодня не может дать четкого ответа. Просто потому что до сих пор не было таких прецедентов. И процедура не отрегулирована законодательно. Проект государственно-частного партнерства по сооружению дороги Усть-Каменогорск – Шар – первый в республике! И за чей счет устроен этот “банкет”, – за наш с вами?

Вопрос министру транспорта и коммуникаций РК Абельгази Кусаинову:

Каким образом правительство возместит пенсионным фондам убытки, которые они понесли от дефолтов “ДТЖ”?

Галина Вологодская, Виктор Вологодский (фото), Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи