Опубликовано: 1900

Ящур закрыл село на карантин

Село Новодолинка Акмолинской области изо всех сил борется с ящуром. А между тем рядом притаилась более опасная зараза!

Первый “звонок” прозвучал в Новодолинке еще 7 июня. Заболела корова в одном дворе, две – в другом. А потом заболевание стремительно пошло по подворьям – через три дня недуг поразил уже около 100 животных.

– Сначала анализы ящур не подтвердили, – рассказывает начальник Акмолинской областной территориальной инспекции Комитета госинспекции при АПК МСХ РК Жомарт НУРКЕНОВ. – Провели повторное исследование, и 15 июня мы получили официальный диагноз: ящур типа “О”.

Областная ветслужба ввела ограничительные меры – запретили выпас скота, движение по поселку, въезд в Новодолинку. В селе уничтожено около двух тысяч животных. Власти обещали сельчанам компенсацию. Жители Новодолинки заняты очисткой и дезинфекцией своих подворий. Причем не безвозмездно – для этого их нанимает с определенной платой Республиканский противоэпидемиологический отряд.

А пока в Новодолинке сражаются с ящуром, Россия ввела запрет на ввоз животноводческой продукции из Казахстана, ужесточила контроль на границе. Как пояснили в Министерстве сельского хозяйства, эти ограничительные меры в основном ударят по трем областям, поставляющим мясо в Россию, – Костанайской, Северо-Казахстанской и Мангистауской. Впрочем, объем казахстанского мясного экспорта совсем невелик – всего 3,5 миллиона тонн в год. Из Акмолинской области мясо северному соседу вообще не поставлялось.

Что явилось причиной вспышки ящура в селе? Рассматривается несколько версий, сообщил Жомарт Нуркенов. Первая – заражение от дикой косули, явно нездоровой, которую местные жители видели накануне. Вторая – и в ней ветинспектор практически не сомневается – вирус завезли с юга. Через село на Павлодар, Новосибирск идут фуры с овощами и фруктами из неблагополучных по ящуру стран – Таджикистана, Киргизии, Узбекистана.

Заражение из нарушенных скотомогильников специалисты исключают: вирус ящура недолговечен, говорят они.

Ветеринаров, к слову, больше волнует ситуация с сибирской язвой, споры которой могут жить в земле до ста лет. Тревожные сигналы о ней из села Тайтюбе, что в 12 километрах от Астаны, поступали уже неоднократно.

– Второй год наш ветеринар пытается приостановить работы по добыче щебня ТОО “Александрит-ИВ” в непосредственной близости от скотомогильника, где захоронены и животные, погибшие от сибирской язвы, – и все безуспешно, – говорит Жомарт Нуркенов. – Состоялось уже четыре заседания суда, но решение так и не принято.

Между тем щебень, взятый вблизи скотомогильника, вывозится в столицу, на дороги области – и никого это не смущает. Хотя существует закон, запрещающий вести любые работы в двухкилометровой зоне от опасных захоронений.

Кто и почему, несмотря на то что скотомогильник внесен в Кадастровую книгу, выдал разрешение на отвод и разработку земли в санитарной зоне? Ведь за каждой “разрешительной” подписью – реальные люди. Готовы ли они нести ответственность, в случае если опасная зараза вырвется наружу?

Наталия БУРАВЦЕВА, Акмолинская область

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи