Опубликовано: 16200

Я верю Токаеву! Я верю в Токаева!

Я верю Токаеву! Я верю в Токаева!

В Казахстане давно ждали транзита, а все-таки он многих застал врасплох и состоялся непросто. Факт передачи президентских полномочий именно Токаеву я приветствовал, так как давно и не раз говорил о том, что наиболее достойной кандидатурой на должность преемника является он. И я постараюсь обосновать свое утверждение.

Мои давние читатели знают, что я всегда был последовательным и твердым критиком наших властей, но никогда не демонизировал их представителей и не мазал всех одной краской, а умел различать среди них и достойных. Одним из таких является Токаев, причем он занимает особое место. Политики такого уровня, как он, невольно публичны и известны всем, кроме того, я довольно хорошо знаю его по личным встречам, поэтому у меня есть свое твердое суждение о нем, которым хочу поделиться с вами.

В 1992–1993 годах прошлого века я работал заместителем министра печати и информации республики. И тогда общался со многими чиновниками среднего и высшего звена, ряд из которых позже сделали успешные карьеры, а некоторые даже взошли на вершины власти. В конце 1993 года я добровольно ушел из министерства, со многими из них наши пути разошлись, и только с небольшим числом чиновников я продолжал поддерживать связь.

Например, мой бывший министр Куаныш Султанов стал моим близким другом, а с Касым-Жомартом Токаевым, Имангали Тасмагамбетовым и Маратом Тажиным сохранились добрые отношения, и в случае журналистского пожелания с моей стороны поговорить с ними, порой даже просто так, они без задержек принимали меня в своих высоких кабинетах. И несмотря на то, что я был критиком власти, одними из главных представителей которой являлись они, они с пониманием относились к этому, так как знали, что я убежденный государственник с “особой позицией”.

С Токаевым я познакомился в 1992 году следующим образом. Тогда министр иностранных дел нашей респуб­лики Тулеутай Сулейменов совершил свой первый официальный визит в Поднебесную. И в состав делегации включили нескольких заместителей министров различных ведомств, в их числе профильного – Касым-Жомарта Кемелевича, и меня. В Пекине китайцы приняли нас очень тепло, они с большим любопытством вглядывались в лица потомков тех самых “варваров”, с которыми их предки воевали в течение многих столетий и построили против них свою Великую стену.

Мы, тогда относительно молодые, были открыты и полны надежд, легко вступали в контакт друг с другом. И, конечно, я обратил внимание на Касым-Жомарта Токаева. Он до этого работал в посольстве СССР в Китае и так чисто говорил на пекинском наречии, что китайцы принимали его за своего. Переговоры с китайской стороной во главе с известным министром иностранных дел Цянь Цичэнем прошли успешно, после которых хозяева для членов нашей делегации организовали очень интересную культурную программу, но, как выяснилось, в ней не предусматривалось посещение площади Тяньаньмэнь. Я подошел к Касым-Жомарту Кемелевичу и сказал, что мне очень хотелось бы побродить по этой легендарной площади. Он ответил, что китайцы не любят отклонений гостями от предусмотренной для них программы. (Напомню, это было 27 лет назад и Китай только начинал открываться миру.) Но если мне очень этого хочется, то он может сам сходить со мной туда. Естественно, я был рад этому.

Ближе к вечеру Токаев взял машину, и мы вдвоем поехали на площадь Тяньаньмэнь. Мы часа полтора бродили по ее огромному пространству, и Касым-Жомарт Кемелевич рассказал мне очень много интересного не только об этой площади, но и о расположенном рядом Запретном городе, Пекине и обычаях китайцев. Он оказался наблюдательным человеком и замечательным рассказчиком. Говорил ярко, интересно и с тонким юмором. И применительно к случаю прочитал короткие стихи, если не запамятовал, Ли Бо.

Если по центральным площадям других столиц люди, включая представителей этой страны, как правило, бродят, рассматривая всё вокруг, то я заметил, что множество китайцев расположились здесь по-домашнему, сидели группками на циновках, оживленно беседовали и смеялись, не обращая внимания на любопытных прохожих. Мой спутник объяснил мне, что большинство китайцев живут в небольших квартирах, причем там обитают три их поколения. Поэтому из-за тесноты вечерами часть из них идут на ближайшие площади, где проводят досуг, а молодые супруги уединяются в парках. При этом никто их не беспокоит.

Позже я периодически встречался с Касым-Жомартом Кемелевичем, нередко брал у него интервью, при этом он дружески и доверительно сетовал, что многие наши журналисты не могут даже сформулировать интересующие их вопросы, а иногда мы просто беседовали о международной политике. Говорить с ним, автором многих серьезных книг и публикаций, очень интересно. И я всякий раз убеждался, насколько тонко он разбирается в геополитике, политике и в секретах дипломатии.

Когда он, с перерывом, дважды был председателем Сената, а я работал редактором журнала “Мысль”, он регулярно присылал мне поздравления на официальном бланке по случаю всех значимых праздников и, конечно, ко Дню журналиста. А в 2017 году в стенах Сената он сам вручил мне знак “За заслуги в развитии печати и информации” Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ с подписью Валентины Матвиенко, почти единственную мою журналистскую награду за всю карьеру. У меня абсолютно нет никакой тяги к каким-то видимым знакам отличия, а вот знаки внимания я ценю. Всё это я пишу только для того, чтобы читатели поняли, что Токаев доступен и открыт для общения с людьми, особенно с журналистами.

А ведь Токаев работал на всех высочайших постах в нашей республике – министром иностранных дел, государственным секретарем, премьер-министром, председателем Сената и два с половиной года – заместителем Генерального секретаря ООН и генеральным директором Женевского (Европейского) отделения ООН. (Он стал первым представителем Центральной Азии в первой должности и первым представителем всей Азии – во второй.) На последних двух совмещенных должностях он, представитель загадочной и малоизвестной Центральной Азии, к удивлению искушенных европейцев, показал себя умелым политиком, дипломатом и руководителем международного масштаба. (Когда он довольно неожиданно уходил со своего женевского поста, то почти весь коллектив в составе 1 500 сотрудников из 118 стран был искренне огорчен.) И на всех этих должностях он всегда оставался трудолюбивым, скромным и доступным человеком.

Со времени независимости я писал о всех перипетиях казахстанской политики и знал и знаю всех более или менее видных наших политиков.

Он, конечно, связан определенными обязательствами, но в наше время это стало общим правилом, но, увы, только тот политик может достигнуть высшей власти, который опирается на помощь неких финансовых и политических сил, и он, естественно, зависим от них. И еще неизвестно, чья зависимость сильнее.

История показывает, что есть два основных вида преобразования жесткой авторитарной системы в демократическую: революция и... эволюция. Мы знаем, к чему приводили революции.

Токаев – не сторонник революционных или радикальных преобразований, он, как мне представляется, всё проводит планомерным, осторожным и эволюционным путем, но весьма последовательно. И для наших условий это, видимо, самое разумное и рациональное.

Излагая его отличительные черты, как политика, я позволю себе предположить возможные его действия. Я могу ошибаться, но для ясности изложения буду говорить в утвердительном ключе, без многочисленных оговорок, засоряющих текст.

• Он осторожный политик, который, прежде чем приступить к действиям, десять раз обдумает все возможные последствия каждого своего шага.

• Он не связан ни с какими кланами и олигархами. То есть он не будет заниматься трайбализмом и не будет лоббировать чьи-то интересы, что устроит почти все элитарные группировки. Это позволит ему разработать общие “честные правила” для всех. Конечно, “жирные коты”, привыкшие к вседозволенности, поначалу будут недовольны, но отлучение от преференций, давление социума и особенно – влиятельных политиков и остальной части бизнес-сообщества, заинтересованных не только в стабильности, но и в развитии, быстро их образумят и заставят принять эти правила.

• Он хорошо знает, что ждет народ от новой власти: работу, заботу, охрану от произвола чиновников и правоохранителей, справедливости. Поэтому решению острых социальных вопросов и постепенному усмирению чиновников он уделит первостепенное внимание.

• Он не замечен в коррупционных скандалах, что позволит ему планомерно бороться с этой болезнью и значительно очистить от нее наше общество. Здесь ему очень пригодится опыт Сингапура. Самым убедительным средством будет личный пример самого Президента.

• Он не таскает за собой пресловутую “команду”, то есть он свободен в ее выборе и будет проводить объективную и справедливую кадровую политику. То есть начнут работать застопорившиеся социальные лифты, что привлечет нашу многочисленную талантливую молодежь в стране и за рубежом.

• Он в совершенстве владеет 5-ю языками: английским, китайским, французским и, естественно, казахским и русским. То есть он может непосредственно общаться с 4 постоянными членами Совета Безопасности ООН и практически со всеми политиками мира, как правило, знающими один из этих языков. А знание языка облегчает доступ к пониманию истории, политики, дипломатии, культуры и обычаев любого народа. И это укрепляет его на уровне политика международного масштаба.

• Он хорошо знает исполнительную систему и законодательную ветвь власти, то есть внутреннюю политику республики, а во внешнеполитических делах он международно признанный профессионал. Большая сумма его комплексных знаний и опыта позволит ему распутывать огромный клубок наших проблем системным путем.

• Он хорошо знаком с мировым опытом успешных политических и экономических реформ и, будучи крупным государственным деятелем, наверняка долго думал над тем, как с учетом местных условий можно будет творчески применить его. Поэтому у него в столе наверняка хранится комплексная программа по осуществлению насущных реформ в нашей стране.

Конечно, как и у всякого политика, и у него есть свои слабости и недостатки: например, он не привык самостоятельно руководить всем государством, но с этим сталкивается любой новоизбранный лидер, поэтому этот опыт у него появится со временем и достаточно скоро.

Он хорошо освоил материнский язык, но вращался в основном в русско­язычной среде, поэтому недостаточно глубоко знает психологию своего народа. Поэтому ему вначале надо почаще встречаться с казахоязычными собратьями: интеллигенцией, аулчанами и оралманами. С учетом своего интеллекта, знаний и политико-социального опыта он быстро поймет их чаяния, в которых и выражается душа народа. А разумное и скорое удовлетворение жизненных потребностей обездоленной части титульной нации снимет социальное напряжение и мобилизует народ на поддержку реформ.

Кроме того, люди задаются вопросом: а не слишком Касым-Жомарт Кемелевич мягок?

Во-первых, мне кажется, что в мягкой перчатке скрывается достаточно твердая рука, просто до сих пор не было необходимости это демонстрировать. Во-вторых, и в-главных, сие в значительной мере спорно, и на эту тему я хочу поговорить отдельно.

Так уж повелось во всей истории всей Евразии, что здесь часто грубость, давление и даже жестокость принимали за силу, а интеллигентность, внимательность и ученость – за слабость. Это устоявшееся заблуждение – источник самых главных проблем этой части света. Почти всегда за грубостью правителя и начальника скрывались некомпетентность, недостаточная образованность и неумение правильно и рационально руководить. Знающий и умелый начальник руководит не силой голосовых связок, а разумом, что свойственно интеллигентному человеку. Первый подавляет своих подчиненных и превращает их в испуганное стадо, а второй – пробуждает лучшие качества людей, воодушевляет и подвигает коллектив на большие свершения. Поэтому широкие знания, умение слушать людей и настоящая интеллигентность – это мягкая, но большая созидающая сила! Не поняв этого, мы никогда не изменим свою жизнь к лучшему!

Токаев – лидер нового и демократического типа, который, я уверен, правит не силой, принуждением и страхом, а разумом, справедливостью и целесообразностью. Только при таком управлении у нас появится возможность вступить на путь, ведущий в новую эру в нашей истории – эру демократии, расцвета талантов, успешного экономического развития и социальной справедливости. Конечно, ждать этого в ближайшие годы не приходится, но главное – это начать прог­рессивные реформы, использовать огромные природные ресурсы на благо всего народа, осуществить национальную мобилизацию на базе социальной справедливости и ускоренное движение в верном направлении, следуя которому, мы достигнем намеченной цели. Чем мы хуже юго-восточных “тигров”, которые на протяжении одного поколения ворвались в ряды самых развитых стран мира, не имея нашей грамотности и десятой доли наших природных богатств?!!

31 января этого года в газете “ДАТ” в статье “Как нам спасти страну, или О науке и искусстве политики” я писал о том, что у нас даже многие чиновники, взвалившие на себя тяжелую политическую ношу, не разбираются в политике, не говоря о других. Несмотря на это, “многие, чувствуя неизбежность перемен, рвутся к власти с горящими глазами и пламенными речами. Они уверяют всех, и даже сами в это верят, что они, придя к власти, тут же решат все тяжелейшие проблемы нашей страны и двинут ее на вершины прогресса... Люди, не имеющие элементарных представлений о политике, у нас рвутся к власти, считая государственное дело очень простым занятием”.

Мы знаем великое множество примеров, в том числе и на постсоветском пространстве, до какого плачевного состояния доводили свои страны политически необразованные руководители.

Сейчас некоторые во Владимире Зеленском увидели некий знак для себя, мол, шоумен, не имеющий абсолютно никакого представления о политике, стал президентом Украины. А мы, хоть немного, “варились” в политике и почему бы и нам не взять власть в своей стране? Пока неизвестно, как киношный “Слуга народа” перевоплотится в реального. Но вот что надо помнить, Михаил Саакашвили, Никол Пашинян и Владимир Зеленский – это порождение более открытых политических систем, с настоящими конкурентными партиями. У всех этих стран имеются влиятельные диаспоры за рубежом, которые влияют на внутриполитические ситуации. А в годы советской власти немало представителей коренных национальностей этих республик входили в состав политической, военной, научной и культурной элит державы. То есть у них были прослойки, прямо или косвенно приобщенные к большой политике, и... сложились определенные политические школы. Поэтому у Зеленского есть выбор среди более или менее опытных политиков. (Это не говоря о Западе, в частности, США, где за “неискушенными” в политике Гарри Трумэном, Рональдом Рейганом и Дональдом Трампом стояли или стоят могущественные политические и финансовые структуры.) Совсем по-другому обстояло в Центральной Азии. В странах этого региона, в частности, у Казахстана, не было влиятельных диаспор в развитых странах, а в советское время их вообще не подпускали к политике, поэтому у них практически не оказалось людей, имеющих представление о серьезной политике.

Государственный корабль – это сложнейшее устройство, для успешного управления которым нужны разносторонние и огромные знания, а также практический опыт внутренней и международной политики. Капитан этого кораб­ля должен хорошо знать подводные течения, господствующие ветры и рифы в мировом океане политики, чтобы благополучно доплыть до намеченной цели.

Никогда в истории мир не был так сложен, противоречив и непредсказуем, как сейчас. И чтобы в нем найти верный путь, скажем прямо, такой слабой и малоопытной стране, как наша, нам нужен руководитель, обладающий еще широкими и глубокими знаниями всемирной истории, геополитики, политики, явных и тайных механизмов власти, экономики, культуры, дипломатии... Очень непросто найти общий язык с тремя гигантами – Россией, Китаем и США, так как у них противоречивые интересы.

Кроме того, перед президентом стоят следующие неотложные задачи внутри страны:

1) развитие промышленности и сельского хозяйства;

2) государственное стимулирование малого и среднего бизнеса и снятие всяческих пут с него, в частности, сокращение надзорных и контролирующих организаций до 8;

3) тщательное изучение договоренностей по нашим природным ресурсам с иностранными компаниями и по возможности пересмотр их в пользу нашей страны; добиться равной оплаты за равный труд наших граждан по сравнению с иностранцами;

4) возрождение науки, образования и здравоохранения;

5) построение социально ориентированной экономики;

6) установление социальной справедливости и раскрытие творческого и созидательного потенциала народа;

7) изменение свода законов и Конституции в сторону демократизации, роспуск старой и формирование новой избирательной системы;

8) постепенный переход к парламентско-президентской системе правления и предоставление больших прав местному самоуправлению;

9) обеспечение свободы СМИ и полная перестройка работы официальных и официозных СМИ;

10) амнистия политических заключенных и осужденных по “странным” делам.

Даже Токаеву, умелому руководителю, опытному политику и тонкому дипломату международного уровня, трудно справиться со всеми этими сложнейшими задачами во внешней политике и с бесчисленными и застарелыми проблемами в своей стране. К тому же на этом новом пути неизбежны ошибки. Однако я уверен, что Токаев все равно справится с ними, собрав вокруг себя лучших людей из тех, что имеются, а чиновники из присущего им чувства самосохранения станут под него подстраиваться, и страна станет постепенно и динамично двигаться вперед.

Сейчас критики все возникающие там и сям огрехи существующей старой системы стараются возложить на Токаева, но пока у него нет полноты власти, особенно в право­охранительных органах, и он один не в состоянии уследить за всем. На всё требуется время, он должен изменить всю государственную систему, чтобы она служила людям и стала саморегулируемой и устраняла былые и нынешние ошибки в автоматическом режиме на каждом из уровней. А то, что он стремится в первую очередь уделять внимание насущным проблемам людей, видно по его действиям за короткий срок правления.

Токаев – демократичный, опытный, грамотный и предсказуемый государственный деятель, и если народ изберет его своим Президентом, то за время уже первой своей каденции он произведет большие демократические и прогрессивные преобразования в нашей стране, и жизнь народа станет намного лучше.

Поэтому я уверен, что Токаев – верный Сын Своей Земли, которому народ может спокойно доверить свою трудную судьбу!!!

Сейдахмет КУТТЫКАДАМ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Docter 18.05.2019

Комментарий удален

Диляара 18.05.2019

Комментарий удален

Диляара 18.05.2019

Комментарий удален

Мейрамбек 18.05.2019

Кандидатов много, но почему ни одного из всех мы никогда не слышали, не видели. Мы хотим голосовать за того, кто хотя бы что то сделал для нашей страны.

айбек 18.05.2019

Токаев работал в министрстве иностранных дел, государственным секретарем, премьер-министром, председателем Сената и два с половиной года – заместителем Генерального секретаря ООН и генеральным директором Женевского (Европейского) отделения ООН.Опыт есть

Мерей Жакеев 18.05.2019

Нашей стране нужен опытный политик, с чистой репутацией, который услышит и просьбы и пожелания народа, который любит свой народ, свою страну и свою родину.

Assemgul Smailova 18.05.2019

На экономику упор сделает Токаев!

Сабаш Торгусян 18.05.2019

Комментарий удален

Сабаш Торгусян 18.05.2019

Комментарий удален

Сабаш Торгусян 18.05.2019

Всегда ставлю вопрос есть ли претенденты достойнее?

Иван 18.05.2019

Очень важно, что бы политики не только слушали, но и слышали простой народ, незамедлительно анализировали и отрабатывали обратную связь в пользу народа. Вообщем я за простоту и открытость в общении к народу со стороны политических деятелей и особенно главы государства.

MikoDawa 18.05.2019

он действительно не был замечан в коррупционных скандалах это говорит о многом как о личности

Сейлхан 18.05.2019

Комментарий удален

raushan 18.05.2019

Комментарий удален

Sadyrbekov Aidar 18.05.2019

Статья информативная, лайк автору

raushan 18.05.2019

Один за всех все за одного

raushan 18.05.2019

Один за всех все за одного