Опубликовано: 2204

Взять на карандаш: как нам быть с КСК

Взять на карандаш: как нам быть с КСК Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Мы обобщили звонки, письма читателей, наши беседы с юристами и экспертами, чтобы внести свой вклад в “дело реформирования ЖКХ”, которым так активно заинтересовалась партия власти.

Напомним, что поводом тому послужили встречи с казахстанцами на местах во время выборов. Очевидцы говорят, что не было ни одной встречи кандидатов в депутаты маслихата или мажилиса, где бы не было жалоб на деятельность КСК и нерадивых председателей. Почуяв градус накала в народных массах, функционеры, понятно, живо отреагировали, разослав телефонограммы в свои подразделения: об одной из них, за подписью первого замглавы Алматинского филиала Ж. Омарбековой, мы писали ранее. Ну что же, раз уж сами захотели, так слушайте “стон народа”.   

Капитальная жизнь

Более всего возмущает граждан вмешательство государства в дело накопления средств на проведение капитального ремонта. Или мы, собственники, –  хозяева жизни и главные в своем доме, или где, спрашивают люди.

Ответа на вопрос, почему вдруг государством в п. 8 ст. 31 Закона РК “О жилищных отношениях” был установлен обязательный размер сборов на капитальный ремонт, действительно нет.

Потому как в этом же законе эксклюзивным правом устанавливать любые расходы на содержание общего имущества обладает общее собрание собственников квартир.  Чиновники, вносившие это предложение, и депутаты, за него проголосовавшие, как-то позабыли, что здесь же главным распорядителем собственностью и имеющим право определять размер и цель расходов является общее собрание собственников квартир (помещений). Так что эту неувязочку, дорогая партия, нужно устранить. Достаточно изменить формулировку: “Собственники обязаны участвовать в расходах на капитальный ремонт дома, размер ежемесячного сбора на который не должен превышать 0,02-кратного размера месячного расчетного показателя”. К слову, грамотные председатели КСК сейчас так и поступают, а барьерчик в цифрах пусть будет – это для особо алчных управдомов, чтобы не наглели.  

Внеся данную норму, государство также не обеспечило сохранность народных  денег. Банки есть банки, бизнес у них как бизнес, и никто и ничто от банкротства не застрахован. Вот только в случае с КСК пропадают не какие-то частные капиталы, а народные накопления на ремонт жилых зданий. Уж если повесили это на наши плечи, так будьте добры с этим что-то делать, не ожидая народного гнева.  Опять же дело за малым: уравнять сберегательные счета КСК с накоплениями на капитальный ремонт с депозитами граждан и включить их в программу гарантированного страхования вкладов.

На чистую воду

Даже как-то неудобно об этом говорить… Столько лет твердят эксперты и простые граждане: откройте государственный сайт, куда бы председатели КСК были бы обязаны в строго установленные законодательством сроки выкладывать отчеты о расходовании средств, и – ничего! В начале апреля, правда, очередной глава АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” Сергей Чайжунусов пообещал запустить сайт в пилотном режиме… для Астаны. Долгонько, долгонько запрягаете, господа чиновники. В Алматы уже общественная организация такой два года назад открыла, а вы все никак не сподобитесь. Партия власти и здесь могла бы повлиять на своих “рядовых” членов – чиновников, чтобы пошевеливались. Вот только сайт, или, точнее, система сдачи отчетов, должна действовать аналогично той, которая принята при подаче налоговых отчетов. Задержался на два дня – оп! – и банковский счет заблокирован. Будьте любезны, топ-топ в жилищную инспекцию, а там строгая такая член партии “Нур Отан” и инструктор отдела по совместительству: “Непорядочек, гражданин! Почему нарушаем? Не успели? А надо успевать. Первый раз мы вам вынесем предупреждение, а потом уже штраф 20 МРП”.

И банковский счет разблокируется только после того, как из прокуратуры приходит постановление о привлечении к административной ответственности председателя КСК, и тот расписывается в ведомости о его получении.

Как думаете: сколько будет желающих тянуть со сдачей при такой системе? Правильно, единицы. Вот она вам, система контроля и решение “проблемы прозрачности” одновременно. Заодно и власть наконец-то себя покажет как реальная сила по защите интересов и прав граждан.

Но сайт этот должен позволять собственникам не только знакомиться с отчетами, но и всеми законодательными актами, постановлениями и приказами, которые действуют в сфере ЖКХ, правилами получения жилищной помощи от государства, а также участия в программе модернизации жилья. Разговаривайте с людьми, господа чиновники, рассказывайте им, что хотите хорошего сделать, и недовольства будет меньше.

И предусмотрите обязательно возможность написать письмо главному коммунальщику страны, да и оставлять комментарии к отчетам, народ сразу видит, куда не туда деньги пошли, быстро реагирует, так что вам же легче будет контролировать деятельность КСК.

Не разместил вовремя председатель отчет, объединил все дома в один документ в нарушение закона, жалуются люди в комментариях, что работы не велись, а деньги списали, – на карандаш этого деятеля и проверку в кооператив. Понятно, что таких не брать в государственную программу модернизации ЖКХ, ведь должны же вы понимать, господа чиновники, что потом по судам не находишься, это неблагонадежный деятель, как таких называли раньше. Вот все это, дорогая партия, и занесите в предложения вашим депутатам парламента, пусть поправки в законы принимают.  

Государственный контроль

Коротенечко контроля мы уже коснулись, но проблемка-то будет пошире. Отчеты отчетами, а вот куда эти “Зины” деньги девают на самом деле, поди разберись без образования аудитора или бухгалтера. Народ у нас инертный не потому, что ему все равно, а потому, что считает хорошо. Вот платит он, к примеру, расходы на содержание общего имущества и капремонт три с половиной тысячи тенге в месяц, а чтобы проверить: не ворует ли их управдом, нужно заплатить аудитору пятьсот тысяч. Вот и машет рукой среднестатистический собственник на это дело, злобно ругаясь на власть, которая ему все эти КСК навязала. Заметила партия власти, что раздражение у народа растет? Только не говорите нам о ревизионных комиссиях из собственников, которые по Закону “О жилищных отношениях” должны это делать. Сами встречались с народом и сами знаете, что не работает эта норма. Так вот, чтобы не доводить котел народных масс до кипения, пора бы государству помочь собственникам в этом деле.

Жилищные инспекции должны иметь функции финансового контроля, и содержать штат аудиторов совсем ни к чему. В стране имеются лицензированные компании, которые могли бы это делать по госзаказу через тендеры.

Проверки должны носить как плановый характер, так и проводиться по жалобе собственников. Результаты проверки должны вывешиваться на сайт, о котором мы писали выше. Согласись, дорогой “Нур Отан”, уже сам факт вероятности, что по жалобе собственников к тебе придут аудиторы с проверкой, многих отрезвит. Так что и в этом вопросе ждем изменения в законодательстве.

Вопрос государственной важности

Надо, надо помочь нам, собственникам, защитить свои права. Сделать это проще простого. Вот кто сегодня имеет право получить бесплатно юридическую помощь по гражданским делам, к которым относится сфера КСК? Правильно, пенсионеры, ветераны ВОВ, военнослужащие и инвалиды 1-й и 2-й группы. А почему бы государству не выделить эти дела особо, ведь все они носят неимущественный или нематериальный характер? Вот и внесите, господа партийцы, в мажилис предложение о поправках в Закон “О гарантированной государством юридической помощи”. А именно, чтобы юридическая консультация, подготовка к процессу и представительство в суде осуществлялись адвокатами бесплатно по этим делам для любой категории граждан, в том числе для молодых и здоровых. Что, говорите, суды завалят исками? Вот и вы видите, как плохи дела. Только если этого не сделать, то порядок не навести.

Так что ждем поправок в законы, дорогой “Нур Отан”!  

Алматы

[X]