Опубликовано: 2400

Выплывшие из 2016-го

Выплывшие из 2016-го Фото - Тахир САСЫКОВ

Високосный 2016-й не мог быть простым. И все прекрасно понимали, что страну будет накрывать волна инфляции от прошлых девальваций. Тенге будет учиться плавать в новых условиях, а банкам страны придется потрудиться, чтобы в период кризиса удержаться на плаву. На днях Нацбанк подвел итоги. Похоже, мы выплываем из финансовой воронки…

Возможно, в связи с тем, что в Нацбанке четко понимали, что ситуация будет непростой, в этом году главный регулятор стал куда более разговорчив и открыт к аудитории. Он пошел на диалог в социальных сетях, создал мобильное приложение, где некоторая информация появляется быстрее, чем на официальном сайте. И, знаете, ведь это сработало. Народ стал меньше паниковать и стал дружелюбнее к политике Нацбанка. Итоги года явно демонстрируют, что население выдало кредит доверия нашей финансовой системе.

Когда тенге ронял доллар…

Если прошлый год мы только говорили о стремительном падении тенге, то в 2016-м нацвалюта стала отыгрываться… Это вызвало среди населения новые эмоции. Раньше была привычка держать зарплату в долларах, а теперь появилось осознание, что родные тенге-то куда выгоднее. Привычки меняются, мысли тоже. Это и называется сдвиг в сторону дедолларизации в сознании потребителей. Многие участники финрынка, эксперты отмечают плюсовую динамику этого долгого процесса. Данные Нацбанка тому свидетельство: депозиты в иностранной валюте с начала 2016 года снизились на 10 процентов, а в тенге – выросли на 60 процентов.

Народ также стал больше читать финансовые сводки, интересоваться котировками цен на черное золото, к примеру. И главное – думать и анализировать, что происходит на мировых финансовых рынках и как это коснется Казахстана и нашей национальной валюты.

А что сказал глава Нацбанка Данияр АКИШЕВ о состоянии тенге?

– В последнее время наблюдается стабилизация ситуации с тенге. Если смотреть за последние 11 месяцев этого года, тенге ослаб в номинальном значении на 0,4 процента, можно говорить об отсутствии каких-либо значительных колебаний курса. Нацбанк продолжает следовать принципам свободного плавания курса. Стоимость тенге определяется внутренними и внешними фундаментальными фактами, что обеспечивает предсказуемую динамику. Мы считаем, что экономические элементы, банки, население, предприятия понимают, каким образом складывается обменный курс. В ноябре 2016 года Национальный банк не проводил интервенций на валютном рынке. То есть мы уже в течение трех месяцев не участвуем в этом. Все те изменения обменного курса, которые сейчас происходят, исключительно регулируются рынком и основаны на балансе спроса и предложения, – заявил председатель Нацбанка. – В 2017 году мы продолжим придерживаться политики плавающего курса тенге. Поскольку полученные результаты подтвердили правильность принятого решения. Мы не накапливаем дисбалансы или шоки. Конечно, есть часть экономических агентов, которые заинтересованы, чтобы курс тенге оставался неизменным в номинальном выражении, но главный вопрос, насколько курс адекватно отражает экономическую действительность. Поэтому мы за то, чтобы обменный курс в каждый момент времени отражал те факторы, которые на него влияют. И желательно, чтобы эти влияния проходили без задержек. Сейчас в таких условиях, когда курс постоянно колеблется и изменяется, невозможны значительные шоки и те эффекты, которые мы наблюдали, когда Национальный банк придерживался более управляемого обмена курса тенге с режимом большей фиксации.

По словам финансового аналитика Расула РЫСМАМБЕТОВА, в 2016 году Нацбанк поставил себе целью держать курс тенге к доллару стабильным, с чем в целом справился:

– На мой взгляд, этим самым регулятор укрепил к себе доверие рынка и простых граждан. Стабильность курса тенге и была одним из факторов, что доля тенговых депозитов увеличилась. Конечно, если брать отдельно цифры по депозитам юридических лиц и физических –

самая высокая доля тенговых депозитов у компаний, а не у граждан. Тем не менее снижение доли валютных депозитов можно назвать победой Нацбанка.

Жизнь дешевле обменного курса

– Мы считаем, что в 2016 году нам удалось обеспечить замедление темпов инфляции и снизить инфляционные ожидания. За 11 месяцев 2016 года инфляция сложилась на уровне 7,5 процента, годовая инфляция снизилась до 8,7 процента. Если вы помните, в июле 2016 года было максимальное значение инфляции, которая составляла 17,7 процента. Поэтому мы считаем, что добились значительных успехов в процессе снижения уровня инфляции, – сообщил на пресс-конференции 7 декабря 2016 года в Алматы Данияр Акишев.

Основная причина инфляции этого года – это перенос на внутренние цены эффекта коррекции курса национальной валюты. Но!

– При этом изменение внутренних цен оказалось значительно меньше, чем изменение обменного курса тенге, – сообщил глава Нацбанка. – Процесс корректировки курса и перенос его на внутренние цены завершен. Произошла адаптация населения и предприятий к новым параметрам.

За счет чего удалось достичь таких успехов?

– В условиях резкой девальвации 2015 года суметь удержать курс тенге и инфляцию в рамках 6–8 процентов было крайне трудной задачей. Тем не менее даже 9 процентов – весьма значительный прогресс, – говорит Расул Рысмамбетов. – Главное, чтобы инструменты, которые Национальный банк использует для этого, не сдерживали экономический рост.

Нацбанк объяснил низкую инфляцию так:

– Ввиду особенной природы инфляции в этом году мы считаем, что ее снижение происходило на фоне значительного расширения денежного движения в экономике. Наличные деньги за 10 месяцев выросли на 27 процентов. Денежная масса, которая включает в себя счета в банках второго уровня и наличные деньги в обращении, выросла на 12,3 процента, – сообщил Акишев и озвучил основную цель Нацбанка на год грядущий – удержать инфляцию в коридоре от 6 до 8 процентов.

Справка “КАРАВАНА”

Золотовалютные резервы на конец ноября, по предварительным данным, составили 29,8 миллиарда долларов США. В ноябре произошло сокращение резервов в основном за счет закрытия свопов с банками и снижения цены на золото на 7–8 процентов. Тем не менее с начала года резервы Нацбанка выросли на 2 миллиарда долларов США. Средства Нацфонда на конец ноября 2016 года составляют 61 миллиард долларов. Общие резервы страны – 91 миллиард долларов США, это 70 процентов от ВВП.

Рынок ценных бумаг: запуск, поехали!

Развитие рынка ценных бумаг в Казахстане часто обсуждают финансисты в кулуарах различных форумов. У Нацбанка на него свои виды.

– Наконец-то произошел запуск полноценного рынка ценных бумаг, – сообщил глава Нацбанка. – Ценовые параметры на этом рынке являются справедливыми, банки и профессиональные участники готовы торговать этими инструментами по тем ставкам, которые сейчас есть на рынке.

По словам экспертов, спрос на некоторые ценные бумаги превышал предложение в два раза. Например, на бумаги минфина, Нацбанка и ЕБРР…

– Мы постепенно наблюдаем восстановление вторичного рынка ценных бумаг. Наблюдается спрос на ноты со стороны нерезидентов. Это означает, что политика Национального банка понятна и предсказуема. Впервые за долгое время некоторые международные финансовые организации стали обращать внимание на тенговый рынок, – сообщили в Нацбанке.

Справка “КАРАВАНА”

На 1 ноября 2016 года количество займов с просрочкой свыше 90 дней составило 7,6 процента от ссудного портфеля. Это на

0,4 процента меньше, чем в начале года. Этих результатов позволило достичь действие налоговых льгот, оно продолжится и в новом году.

Будут ли банки сливаться и объединяться в 2017 году?

В 2016 году было много разговоров на тему возможного слияния банков. Но в 2017 году от разговоров банковский сектор может перейти к делам.

– Банковская система Казахстана – не что иное, как отражение экономической ситуации в стране. Плюс ко всему она отражает политический ландшафт, – говорит эксперт Расул Рысмамбетов. – Сильная экономика – сильные банки. Слабая экономика – слабые банки. Кроме того, все крупные политические группировки владеют своими банками, чтобы не только участвовать в развитии страны, но и финансировать собственные проекты. Поэтому вопрос слияния банков – вещь не просто коммерческая. Но если у каких-то банков есть проблемы – у Национального банка Казахстана есть инструментарий по выправлению ситуации в этих банках. Предупреждения и административные наказания, временное приостановление лицензии на отдельные виды банковских операций.

А вот что ответил глава финансового регулятора Данияр Акишев:

– Что касается банковского сектора, то я хотел бы напомнить, что изменение макроэкономической среды однозначно оказывает влияние на наши банки. Сегодня банковская деятельность – это сложная деятельность, и она требует больших капиталовложений со стороны акционеров. Акционеры должны понимать, что лучше иметь запас и заблаговременно принимать решения по улучшению своей капитализации. Тезис о том, что возможны слияния на банковском рынке, он имеет место быть.

Нацбанк дал итоговую пресс-конференцию в Алматы 7 декабря. После этого Акишев побывал в Кызылординской области, где ответил на вопросы журналистов региона и рассказал о результатах работы регулятора за 11 месяцев уходящего года. В целом статистика финансового рынка и все меры, предпринимаемые для улучшения ситуации, вселяют оптимизм, что 2017 год для нашей финсистемы и, самое главное – нас, потребителей, сулит только хорошее.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи