Опубликовано: 7600

Выйти замуж по-уральски

Выйти замуж по-уральски

С давних времен считается, что самые красивые девушки в Казахстане живут в Уральске. Молодые уралочки, выезжающие на учебу в другие города, как правило, не возвращаются обратно – выходят замуж.

Свадебные традиции и обряды в Западно-Казахстанской области сложились испокон веков, и за последние годы они особо не изменились.

– Первым делом родители жениха вместе с самыми уважаемыми родственниками должны засватать девушку, попросить ее руки у родителей невесты. А поскольку молодые, как правило, уже все решили и сватовство – не более чем дань традиции, то сразу же обговариваются сроки и время проведения свадьбы, а также другие не менее важные моменты дальнейшего общения, – рассказывает жительница Уральска Хадиша ХАЙРУЛЛИНА. Она многодетная мать, и, устраивая торжества своим детям, стала настоящим знатоком свадебных обычаев. – Традицией осталось и то, что при сватовстве родители жениха приносят в дом невесты угощение – дорогие наборы конфет, элитное спиртное. Обычно все это кладется в небольшой чемоданчик из расчета, что и родственники невесты не останутся в долгу и положат туда саркыт – угощение со своего стола.

Две свадьбы, два свидетельства

Свадьбу, как правило, справляют в два этапа – сначала торжество проходит у невесты, а на следующий день – у жениха. За невестой вместе с женихом и его другом на свадьбу приезжает главный сват из числа близких родственников. Он должен спонсировать все выкупы и прочие свадебные церемонии. При этом важен не размер денежных купюр, а лишь соблюдение церемониальных правил.

Без беташар с поклонами в адрес названых родственников в начале свадебной церемонии тоже не обходится ни одна казахская свадьба.

Во время свадьбы невеста и жених ведут себя очень скромно, особенно невеста – ей положено сидеть со склоненной головой, показывая тем самым свою кротость и смиренность.

Модно стало в последнее время наряду с гражданской церемонией совершать в мечети обряд некеге отыру, и здесь, кстати, тоже выдают свидетельство о браке наравне с официальным документом из загса.

Парни в Западном Казахстане стараются брать в жены образованных девушек с дипломами или хотя бы студенток вуза. Это важно, особенно в сельской местности. Очень хорошо, если невеста имеет педагогическое образование – в каждом ауле есть школа, значит, без работы не останется. Диплом невесты поднимает и статус ее родителей, они могут с гордостью заявить сватам, что не пожалели сил и средств, чтобы выучить дочь.

Правда, в материальном плане им это ничего не дает. Никакого калыма или прочих требований к сватам в Западном Казахстане не предъявляют. Главное, что образованные молодожены не будут финансово зависимыми от родителей.

Сват дороже брата!

Общение сватов после свадьбы – это еще один давний обычай, обставленный всевозможными правилами. Сваты после свадьбы запросто могут общаться только после церемонии куда шакыру – официального приглашения для сближения и дальнейших тесных отношений. Причем первыми этот жест должны сделать родители жениха. Основным элементом куда шакыру является обмен подарками.

Впрочем, еще во время сватовства будущие родственники могут договориться о том, что эти подарки – они называются киит – не будут делать. Это зависит от материального положения сторон. Также во время сватовства стороны должны определиться, сколько человек придут в гости во время куда шакыру. Это очень важно, потому что каждый такой гость получает подарки. Отцы невесты и жениха получают в качестве подарка вещь с воротником – пальто, шубу, на крайний случай – костюм. Матерей невесты и жениха, как правило, одаривают золотым украшением. Остальные в зависимости от родственных связей с молодоженами также получают подарки. Обычно подарки довольно скромные, здесь не дарят норковые шубы и бриллианты, можно обойтись отрезом ткани и коробкой конфет.

С пополнением!

Рождение первенца в казахской семье – это большая радость, особенно если это мальчик. Из родильного дома малыша с мамой вместе с молодым отцом забирает крестная. В крестные родители выбирают близкую родственницу или хороших друзей, которые в дальнейшем будут покровительствовать ребенку. Крестная покупает все необходимые принадлежности для новорожденного, в том числе коляску и кровать. В ответ родители малыша должны подарить ей по возможности золотое ювелирное украшение.

Через 40 дней после рождения празднуется шилде хана. В этот день зовут много гостей и ребенка кладут в бесик – казахскую люльку.

А почти через год, когда ребенок начинает делать свои первые шаги, проводят обряд разрезания пут. В качестве лица, которое будет проводить процесс разрезания, выбирают человека с хорошей уверенной походкой, чтобы в дальнейшем и походка малыша походила на него. Этот человек раскладывает перед ребенком принесенные им сладости, игрушки, деньги, а затем разрезает нити, которыми до этого были спутаны ножки малыша. Со своей стороны родители ребенка в благодарность одаривают его небольшим подарком.

В дальнейшем каждый значимый этап в жизни ребенка не проходит незамеченным со стороны родственников и друзей. В последние годы стало модно проводить обряд обрезания – сундет той – мальчиков, а также тил ашар – перед тем как ребенок пойдет в первый класс.

Все, как сотни лет назад

Но не все браки оказываются счастливыми, не все молодые выдерживают испытание на прочность. По статистике, ежегодно женятся 3 – 4 тысячи пар, разводятся около полутора тысяч. При этом не важно, насколько пышной была свадьба и сколько денег истратили на это родители. Важно материальное положение самих молодоженов. Как отмечают местные социологи, наличие собственного жилья и стабильной работы резко снижает риск развода.

Немало в области заключается межнациональных браков. Уральские красавицы выходят замуж за иностранцев, работающих в крупных компаниях Западно-Казахстанской области. Некоторые потом уезжают за рубеж, и у них, как правило, никогда не возникает желания вернуться обратно и выйти замуж за соседа Серика.

Но надо сказать, что это все-таки исключение, а не правило. И уральская молодежь, несмотря на кризисы и трудности, влюбляется, играет свадьбы, воспитывает детей – так же, как и сотни лет назад.

Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Уральск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи