Опубликовано: 4416

Вы слыхали как звучит варган? А жетыген, а укулеле?

Вы слыхали как звучит варган? А жетыген, а укулеле?

А наши герои не просто слышали, они с ними на "ты"! О своих умениях владеть необычными музыкальными инструментами казахстанские мастера сцены рассказали “КАРАВАНУ”.Звуки из сказки

В Казахстане можно по пальцам пересчитать музыкантов, играющих на арфе! Одна из них – юная Айдана КАРАШЕВА.

Арфа – щипковый струнный музыкальный инструмент. Ее знали и любили в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме! Она дожила до XXI века и продолжает радовать своим звучанием.

– Я стала заниматься музыкой довольно поздно – с 14 лет, – рассказывает Айдана. – Захотела играть на этом диковинном инструменте, увидев клип, где арфистка издавала сказочные звуки. Желание создавать такое чудо привело меня в музыкальную школу им. А. Жубанова в Алматы.

– В чем для тебя особенность арфы?

– В ее влекущем звукоряде. Только на этом инструменте можно сыграть столь яркое или загадочное глиссандо. Не представляю свою жизнь без арфы. Она – это все для меня, я живу ею. Музыка – единственное искусство, которое дает возможность человеку представить в своем воображении то, что он захочет увидеть и что сам услышит. Если в живописи, архитектуре мы видим определенный замысел художника, то в музыке лишь слышим, а образы возникают только из наших фантазий.

– Вспомни свои первые дни знакомства с этим инструментом?

– Когда поступила в музыкальную школу, арфы на тот момент еще не было. Но через год школа приобрела ее! Помню, пришла в класс знакомиться с педагогом Баян Курманкуловой – милой, доброй женщиной. Мы до сих пор поддерживаем связь. Она села за арфу и сыграла разные каденции из балетов, которые оказали на меня неизгладимое впечатление. Я стала мечтать научиться также свободно и виртуозно владеть инструментом. Сейчас мне 23 года, значит, играю на арфе уже 9 лет! Сейчас учусь в Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Мой педагог – заслуженная артистка России, профессор Ирина Пашинская. Я окончила 3-й курс, впереди еще 2 года учебы. Потом хочу вернуться домой и развивать школу арфы в Казахстане.

– Какие эмоции ты испытываешь на своих выступлениях?

– Каждое выступление несет определенные эмоции. Они зависят от аудитории, репортеров, от случайной фразы, которая может возвысить или же, наоборот, остро кольнуть, и, конечно, от личных внутренних переживаний. Года два назад я вместе со своим педагогом из Алматы, прекрасной арфисткой и вокалисткой Гульнарой Нургалиевой давала концерт на сцене Камерного зала Казахской филармонии. Нам пришлось выступать два дня подряд, так как количество желающих послушать необычайное сочетание арфы и голоса было очень большое. Никогда слушатели не покидают зал равнодушными!

Просто магия

Актер Немецкого театра и режиссер театра DiWel из Алматы Сергей ТЕЙФЕЛЬ всегда интересовался этнической музыкой. Для себя он открыл необычный музыкальный инструмент – варган.


Варган – язычковый инструмент, его возраст насчитывает несколько столетий. И, что самое интересное, время практически не изменило его.

– Варган имеет более 1000 названий на разных языках! – рассказывает Сергей. – Познакомившись с ним, я не мог не научиться пользоваться этим волшебным инструментом. Игра на нем – просто магия. Когда играешь на варгане, кровь начинает делиться воспоминаниями о прошлых жизнях и открывает секреты и вещи, которые были ранее скрыты.

– Кто тебя научил играть?

– Учился сам, через уроки в Интернете. Научиться исполнять на варгане несложно, техника достаточно проста: нужны рот, правильное дыхание, руки и целе-устремленность. Самое главное – не бояться на первых этапах обучения ранить губы об инструмент, так как будет чуть-чуть больно. Это шаманский инструмент, и нужно что-то отдать взамен знания, содержащегося в инструменте, и музыки, им издаваемой.

– Поделись необычными фактами о варгане…

– У этого инструмента много историй. Имея правильный настрой, можно, играя, впасть в транс. Говорят, можно разговаривать с кошками при помощи варгана. Почти у каждого народа есть аналог этого инструмента – начиная с Азии и заканчивая Америкой и Европой. Казахский варган – это шанкобыз. Знаю, что нужно носить инструмент всегда с собой, чтобы привык к хозяину. Кстати, я несколько раз терял его неведомо где. И мне его всегда возвращали совершенно неожиданные люди. Говорю же – магия!

– Где можно купить варган?

– Купить варган можно и у нас, цена – до 10 000 тенге. Но нужно подбирать инструмент для себя или же, как гласят легенды, его должны тебе подарить, как это вышло со мной.

Гавайская балалайка

Вокалист и бас-гитарист карагандинской группы JamInRolls Виталий ЯРКОВ не ограничивается в творчестве одним инструментом. Использует он и акустическую гитару, и губную гармонику, и миниатюрную четырехструнную гавайскую гитару – укулеле.


Популярный на Гавайях инструмент укулеле  – гибрид традиционной португальской гитары брагинья и мадейрского инструмента раджао. Прибыв в Гонолулу, португальцы подарили его местным аборигенам в 1879 году. Многие помнят этот инструмент по фильму “В джазе только девушки”, где героиня Мэрилин Монро играет на нем в оркестре.

 – Первый раз я увидел укулеле на концерте памяти Джорджа Харрисона, – вспоминает Виталий. – Звучала композиция в стиле фокстрот, и я подумал, что было бы здорово сделать что-то в похожем стиле. Укулеле – это вроде как гавайская балалайка! Я был очень удивлен, что Леннон и Харрисон любили поджемовать вечерами на нем. Когда я написал песню Signs, понял, что укулеле как будто изначально и должен здесь быть. Заказал в одном магазине дешевенький инструмент и переложил туда партию гитары. Позже я распечатал основные аккорды и начал их разбирать, когда подруга попросила научить ее играть на инструменте. До этого играл наугад, на слух. Но оказалось – правильно!

Укулеле – несложный в обучении инструмент, существует четыре его разновидности. Виталий приобрел распространенный – сопрано:

– Использую нечасто, в основном   просто подурачиться! Может, еще когда-нибудь пригодится в песне.


Эпоха модерна для жетыгена

Казахстанские этноисполнители пополнили свой музыкальный арсенал новым инструментом. Теперь они играют на модернизированной версии народного жетыгена – на электрожетыгене.

Жетыген – древний многострунный щипковый музыкальный инструмент – изначально имел семь струн, в процессе совершенствования их число возросло до двадцати трех. Подобные жетыгену инструменты есть у разных народов – у русских, корейцев, китайцев, тувинцев, хакасов….

Единственный музыкант, владеющий игрой на электрожетыгене, – Рафхат ИЗДЕНОВ из этногруппы “Шарапат”. Весит электронный вариант жетыгена, как тяжелая гитара. Чтобы освоить игру на нем, потребуется от полугода до двух лет, для профессионального использования – пять-семь лет. Сам Рафхат использует новинку всего пару месяцев. Изобрел ее коллега Изденова по цеху – Нуржан ТОЙШЫ. Музыканты говорят, что играть на электрожетыгене достаточно сложно. У него очень долгий звук, стоит коснуться струн один раз, и инструмент может очень долго “гудеть”. Поэтому главная проблема – вовремя заглушить звук. Несмотря на всю его мощь, электрожетыген – пока на вторых ролях, используется в качестве фонового обрамления ведущего инструмента – домбры. По их предположениям, ведущую роль в блюз-соул-софт-роке электрожетыгену наверняка можно доверить. Благодаря электрожетыгену во время выступлений группа получает достаточно объемный звук.

– Соло-то он может, там есть гриф для соло. Электрожетыген не относится к ритм-секции, он чем-то похож на клавиши. Конечно, можно задавать ему ритм, но не ударный – нежный. Ударный тоже можно попробовать, но не в полном диапазоне. Я говорю пространно, но и пространство там огромно. Там 23 струны! В целом инструмент подходит для исполнения любых мелодий, кроме скоростных кюев.


[X]