Опубликовано: 380

Вспомнят все

Вспомнят все Фото - Фото предоставлены коллегами-нефтяниками Камки Умбеталиной

Ветеран Великой Отечественной войны – Камка УМБЕТАЛИНА в этом году отметит свое 97-летие. На фронт она попала, едва окончив 10-й класс, – в 1942 году, и сразу попросила определить ее в Воздушные войска. 18-летней девчонке доверили тяжелые снаряды, которые она грузила в самолеты и сбрасывала на врага.

Камка Умбеталина родилась в небольшом селе Западно-Казахстанской области. Девочка рано осталась сиротой − отец умер, когда ей было 8, мамы не стало, едва дочери исполнилось 15 лет. Двух младших братьев отдали в детский дом.

В 18 лет Камка ушла на фронт добровольцем из Гурьева.

− Мне предложили пойти в пехоту или артиллерию. Но я сразу сказала, что хочу в авиацию, и тогда меня взяли на 4-й Украинский фронт. Научили там всему: как управлять бомбардировщиком, прыгать с парашютом или как обращаться со снарядами. Бомбу нужно было загрузить под определенным наклоном и на нужных координатах нажать кнопку, чтобы ее скинуть. Она весила полтонны, − рассказывает Камка Умбеталина, ветеран ВОВ.

Перед вражескими самолетами бомбардировщик был уязвим, поэтому каждый его вылет сопровождали два истребителя. Это не всегда спасало. Камка Джанияровна рассказывает, что их самолет не раз попадал под обстрел. Ветеран вспоминает случай, который произошел уже после 9 мая 1945 года, когда девушку отправили воевать с японцами. Там она служила в 9-й воздушной армии на 1-м Дальневосточном фронте, участвовала в боевых вылетах во время войны.

Экипаж возвращался с очередного задания, когда в двигатель попала вражеская пуля. Самолет загорелся, и пассажирам пришлось экстренно прыгать с парашютом.

− Самолет горит и падает. Послышался крик командира: “Прыгайте!”. Приземлилась я в уссурийской тайге. Стропы парашюта зацепились за дерево, так на нем всю ночь и провисела. И хорошо, что зацепилась, иначе бы не выжила − внизу видела и тигров, и медведей. Утром меня нашел лесник и провел в деревню. Из всего экипажа в живых остались только я и один из пилотов, − говорит ветеран ВОВ.

У Камки Умбеталиной два ярких воспоминания о войне. Первое – это ночь, проведенная на дереве в тайге, а второе, конечно же, День Победы. Его она встретила на Дальнем Востоке.

− День Победы был самым радостным. Плакала от счастья!

На войне нужно уметь многое, иначе − смерть. Погибнуть страха не было, больше боялись в плен попасть.

Да и, вообще, мы тогда, наверное, ничего не боялись, потому что были молодыми и бесстрашными. Всегда помнила: самое главное – не потерять сознание, тогда останешься в живых. Каждый второй советский солдат был готов к подвигу, поэтому мы и смогли победить фашизм, – вспоминает Камка Умбеталина. Как воевала легендарная казахская летчица Хиуаз Доспанова

В Гурьев она вернулась только в ноябре 1945 года. В копилке этой отважной женщины десятки наград – личная благодарность от Сталина за отвагу в боях на Дальневосточном фронте, орден Отечественной войны, медали за победу над Германией и Японией…

Но на этом подвиги Камки не закончились.

Женщина посвятила свою жизнь казахской геологоразведке. Именно она стала одним из первооткрывателей мангистауских и атырауских нефтяных залежей. Коллеги называли Камку “принцессой бурения”.

Но это было потом, а тогда – в далеком 1945-м, вернувшись домой с фронта, женщина столкнулась с проблемой трудоустройства. На помощь пришел родной дядя. В то время в Гурьеве работали ленинградские ученые. Они организовали Центральную научно-исследовательскую лабораторию. Директором был друг ее дяди.

− Этот друг как-то раз пришел к нам в гости, и дядя попросил взять меня на работу. Хотя бы лаборантом. Когда я пришла, директор вызвал одну из сотрудниц и говорит: “Тебе же нужен был лаборант цементных растворов – вот, я привел!”. Но она отказалась меня брать, объяснила, что до этого приходили три молодые девушки, но сбежали, потому что работа грязная. Я смерть сколько раз видела, войну прошла, для меня грязь − такая ерунда! В итоге уговорила я взять меня на работу, − рассказывает ветеран.

И Камка Умбеталина не подвела. На протяжении 5 лет она работала обычным лаборантом, потом заведующей лабораторией в “Казнефтеразведке”. Там женщина проработала еще 10 лет, а затем ее вызвали на Мангышлак.

−Ни один институт тогда не выпускал специалистов по цементному раствору. На Мангышлаке искали хоть кого-нибудь, кто бы в этом разбирался. И вызвали меня. Приехала, а здесь никто не знает даже, как раствор готовить, – бурить скважины без него нельзя! Нужны опыт, умение подбирать реагенты, проводить математические расчеты. Всё это было моей работой, − добавляет Камка Умбеталина.

К слову, Камка Джанияровна стала первой женщиной в Казахстане, выбравшей профессию буровика. На Мангышлаке она возглавила лабораторию по буровым растворам, которой руководила 40 лет.

За годы работы получила множество наград: “Отличник разведки недр СССР”, “Заслуженный геолог Казахской ССР”, “Почетный гражданин Мангышлакской области”.

С семьей Камке Умбеталиной повезло меньше. Ее единственный сын умер в 2002 году, детей после него не осталось. Муж служил на Дальнем Востоке капитаном 2-го ранга, утонул в далеком 1965 году. Теперь ветеран живет одна, каждый день к ней приходит сиделка, которую наняли коллеги-нефтяники. Камка с трудом ходит, очень плохо видит и слышит, а вот с памятью проблем нет. Войну и послевоенные годы помнит прекрасно.

Актау

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи