Опубликовано: 1600

Водная катастрофа

Водная катастрофа

Больше 10 миллиардов тенге – такой ущерб нанес паводок южным районам Восточного Казахстана. Свыше тысячи человек потеряли кров, сотни семей – имущество, скот. Власть экстренно подсчитывает расходы. Три миллиарда – на новые дома, четыре – на строительство школ и амбулаторий, миллиард – на дороги и мосты…

Ночной кошмар

Снег в южных районах начал таять разом. В ауле Жантикей заранее эвакуировали селян в самое безопасное место – школу. Два дня люди промаялись в ожидании воды, на третий стали разбредаться по домам. Стихия ударила вечером 19 марта.

“С водой несло куски льда, снежную массу, – рассказал местный житель Серик Мамырбаев. – Вода пошла вверх по селу. Многие оказались в ловушке, стали кричать”.

Спасатели буквально на ходу выскакивали из машин. В нижних дворах вода выдавила стекла и затопила дома. Людей снимали со столов, шкафов. К утру поток поднялся до школы, залил первый этаж.

“Слава Аллаху, все живы, – заметил жантикеец Ерлан Жакупов. – Но беды могло бы не быть, если бы была цела старая дамба. Ее строили специально для отвода талых вод, укрепили металлическими конструкциями. Лет десять назад воришки собрали этот металл. Пока зимы были мягкие, никто про насыпь не вспоминал. В этом году большая вода ее смыла”.

Временное жилье

В Тарбагатайском районе паводок полностью разрушил два села – Жантикей и Кокжыра. Еще десятки пострадали. Затоплено 634 дома, 416 не подлежат восстановлению. Погибло почти 3 тысячи голов крупного рогатого скота, свыше 20 тысяч мелкого. По словам жительницы Кокжыры Орантай Омарбековой, ее с тремя маленькими детьми вытащили из ледяной воды: “Прорвало дамбу. Топить начало ночью. Хорошо, спасатели нашли нас, вывезли в школу”.

На сегодня в Тарбагатайский район доставлены 300 палаток с печками, полевые кухни, кровати, постельное белье. Почти ежедневно приходят большегрузы с продуктами и помощью из одежды, обуви, предметов первой необходимости. На каждого члена семьи предусмотрена денежная помощь – по 5 тысяч тенге.

Первый шок у людей прошел, но главные трудности впереди. Власть, с одной стороны, подставляет плечо – выделяет деньги на новые дома, хозяйство. Но тут же ставит условия: строить должны сами, кредит на восстановление скота – погасить с процентами. Хорошо, если в семье есть крепкий мужчина-хозяин. А как быть, например, одинокой маме Орантай Омарбековой, у которой семеро детей?

Не надеясь ни на кого

Между тем в южных районах Восточного Казахстана не растаяло и половины снежного покрова, в северных таяние только началось. Определено 138 опасных участков. В Тарбагатайском районе оперативный штаб организовал мужчин на очистку каналов, уборку снега… Люди делают работу, которую соответствующие службы должны были без лишних напоминаний выполнить еще полтора месяца назад. В катонском ауле Арчаты и курчумской Маралихе (Маралды) население, не надеясь ни на кого, само защитилось от паводка – самодельными дамбами и работой всем селом.

Минувшая зима в Восточном Казахстане выдалась на редкость суровой. Весна оказалась еще сложнее. Но это может стать нормой – регион вошел в так называемый многоводный период. Пойдут ли уроки впрок?

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Усть-Каменогорск – Тарбагатайский район

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи