Опубликовано: 8400

Внук Кастеева идет по стопам деда

Внук Кастеева идет по стопам деда Фото - Марина ХЕГАЙ

Работа кисти Даурена КАСТЕЕВА, победившая на национальном конкурсе среди живописцев и скульпторов, выставляется в эти дни в музее имени его легендарного деда Абылхана КАСТЕЕВА.

В Алматы открылась выставка “Бабалар аңсаған тәуелсіздік” – “Независимость, завещанная предками”. На ней представлены работы, которые участвовали в одноименном республиканском конкурсе. Год назад на инициативу Музея имени А. Кастеева откликнулись порядка 90 авторов со всего Казахстана. Недавно были определены лучшие творения.

Первую премию комиссия присудила Даурену Кастееву за триптих “Ақтабан шұбырынды” (“Годы великого бедствия”), вторая досталась Меиржану Нургожину за картину “Посещение кузницы Касым Султаном”, третья премия присуждена Асету Жакыпбеку за картину “В преддверии образования Золотой Орды”. Поощрительных премий удостоились Даурен Макин за работу “Голодомор-Хлеб” и Нурлан Килибаев за работу “Елім-ай”.

Работа Кастеева-младшего состоит из трех частей: “Молитва. Плач народа. Первое ополчение” и, как считает жюри, в полной мере отражает трагизм народа тех лет. Более того, на нее можно смотреть и с позиции сегодняшних дней, чтобы понять ужас беженцев, которые спасаются от войны.

– Символ первой части – маленькая девочка, у нее все благополучно, но в какой-то момент ее привычный мир рушится полностью. Я хотел передать ощущение одиночества, словно она просит о защите для своих родных, – комментирует победитель. – Мне хотелось отобразить и трагедию, и то, что, несмотря на это, у нас есть сила духа, и впереди все будет хорошо. Есть защитники, те, кто отвоюет наши земли. Через триптих, мне казалось, эта тема будет полнее раскрыта для зрителя.

Руководитель Центра Научной Экспертизы Государственного Музея Искусств Имени А. Кастеева, Член Жюри Конкурса Амир Джадайбаев рассказал об основных критериях выбора призеров:

– Во-первых, историческая достоверность. Факты, эпизоды, должны быть подтверждены в летописях, научных исследованиях. Во-вторых, высокий профессиональный технический уровень, в-третьих, желательно было раскрыть темы, которые до этого были мало показаны в искусстве. Исторический живописец – это художник самого высокого уровня, так было всегда. Потому что сам жанр – синтетический, включает в себя все другие жанры. Он считается сложным, трудоемким. Поэтому не случайно вы видите, какие большие полотна, это чисто физически очень сложная задача.

Произведения действительно поражают своими масштабами – это широкоформатные многофигурные, со сложным композиционным построением работы. Художник, монументалист, обладатель третьей премии Асет ЖАКЫПБЕК признался, что работал над “В преддверии образования Золотой Орды”, где на первом плане, как на черно-белой архивной фотографии, выступают Чингисхан, его сын Джучи и внук Бату, почти год. Интересно, что для него исторический жанр – родная стихия, и это не первое его признание.

– Если я показываю древность, то, как правило, цвета убираю, у меня многие работы – коричневатые, черные. Конкретно эта тема меня всегда волновала, – признается автор.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи