Опубликовано: 2000

Вместо штурвала – наручники

Вместо штурвала – наручники

Сегодня, 18 декабря, родственники задержанных в Таиланде четырех казахстанских пилотов выехали в Астану.

Они надеются на аудиенцию в Министерстве иностранных дел и комитете гражданской авиации. А коллеги пилотов уверены: экипаж Ил-76, на борту которого тайские власти обнаружили десятки тонн оружия, просто подставили.

От гранатометов до зенитных комплексов

В центре скандала оказались члены экипажа, казахстанцы – командир Ильяс ИСАКОВ, пилот Виталий ШУМКОВ, инженер техобеспечения Александр ЗРЫБНЕВ, штурман Виктор АБДУЛЛАЕВ – и белорусский летчик Михаил ПЕТУХОВ.

Экипаж находится в центральной тюрьме Бангкока “Клонг Прем”. Напомним, как развивались события. В минувшую субботу, 12 декабря, грузовой самолет Ил-76 приземлился на дозаправку в аэропорту Бангкока – Дон Мыанг. Представители тайских властей обыскали самолет и обнаружили на его борту оружие – от ручных гранатометов до переносных ракетно-зенитных комплексов. СМИ Таиланда сообщили о 35–40 тоннах оружия. На допросах летчики заявили: о содержании перевозимых самолетом контейнеров они ничего не знали!

Во вторник, 15 декабря, мы связались с дочерью задержанного Ильяса ИСАКОВА Натальей ИСАКОВОЙ. Вот что она рассказала:

– Папа позвонил в понедельник из тюрьмы Бангкока, мы говорили всего две минуты. Он сказал: члены экипажа не могли знать о содержимом контейнеров, так как они были запломбированы. У папы на руках были документы, в которых написано, что это нефтяное оборудование. Его задача – доставить груз из точки А в точку В. Кажется, он летел с Украины… Папа всегда говорил, что летчики не имеют права открывать контейнеры и смотреть, что внутри.

Версия Украины

В четверг, 17 декабря, пресс-служба спецназа службы безопасности Украины сообщила, что собиралась захватить груженный оружием Ил-76 по возвращении его из рейса, если бы этого не сделали коллеги из Таиланда. О возможном прибытии самолета с оружием украинцев якобы предупредили иностранные коллеги. Однако до сих пор в этой истории множество белых пятен. Не установлены главные фигуранты дела – отправитель и заказчик смертоносного груза. Россиянин Виктор Бут, находящийся в тюрьме Бангкока за продажу оружия колумбийским террористам по наводке США с 2008 года, опроверг обвинения, что задержанный Ил-76 имеет к нему отношение. Ранее о его причастности к изъятому оружию заявила шведская сторона.

Контейнеры с оружием значились по документам как механизмы для бурения скважин.

Помогут ли тайские адвокаты?

В понедельник, 14 декабря, в уголовном суде Бангкока прошли слушания по делу пилотов. Пока срок их заключения под стражей продлен на 12 дней. Выпустить экипаж под залог тайская сторона отказалась. По законам Таиланда, наказание за преступление, связанное с перевозкой, хранением оружия, может быть очень суровым – вплоть до пожизненного заключения.

– Рано говорить о каком-то обвинении, так как суда еще не было, – сообщил нам по телефону пресс-секретарь Министерства иностранных дел Казахстана Ильяс ОМАРОВ.– Пилотам предложили услуги тайского адвоката, они согласились. Казахстанские адвокаты не знают законы Таиланда, как тайцы…

В камерах – по 20–40 заключенных

В среду, 16 декабря, вечером вторая дочь командира Исакова Галина ИСАКОВА, дозвонилась консулу РК в Таиланде:

– Консул сказал: сейчас все сведения скрываются, ему только известно, что пилотам предъявлено третье обвинение. Почему-то консул – единственный, кто работает в Таиланде по этому делу…

Со слов дочери, представитель нашей страны рассказал, что задержанных казахстанцев посадили в разные камеры, в каждой из них содержится от 20 до 40 заключенных, причем уже осужденных.

“Их должны были содержать отдельно, – продолжает Галина. – Питание, условия содержания – неудовлетворительные, они почти ничего не едят. Консул как может передает им печенье, соки. Говорит, сотрудники тюрьмы не разрешают приносить большие передачи”…

Для кого оружие?

Согласно сообщениям СМИ различных стран, Ил-76 вылетел из Украины, совершил дозаправку в Азербайджане, затем – в ОАЭ. После в Северной Корее взял на борт груз. Оттуда вылетел в Таиланд, потом должен был отправиться в Шри-Ланку. Далее маршрут лежал обратно в Украину или, по одной из версий, в Грузию. Таиландские источники, со ссылкой на данные допроса экипажа, сообщили: часть груза экипаж должен был оставить в Шри-Ланке, а часть предназначалась странам Ближнего Востока (каким – не уточняется) и Украине.

Так кому же принадлежал Ил-76?

Пресс-служба казахстанского МИДа со ссылкой на дипломатическую миссию РК в Таиланде и компетентные органы нашей страны сообщила: “Задержанный самолет с регистрационным номером 4l-АWА зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia Ltd. Он был арендован новозеландской компанией SP Trading Ltd для перевозки грузов.

Экипаж самолета был нанят компанией Air West Ltd для обслуживания самолета, что соответствует международным нормам”.

Прокуратура Алматы взялась за проверки?

Задержанные пилоты числятся в штате частной казахстанской авиакомпании East Wing, чей офис находится в Алматы. Это подтвердили нам их родные. Мы поинтересовались, правда ли, что в последнее время все они находились в отпуске без содержания, как сообщили некоторые СМИ и глава комитета гражданской авиации Радильбек АДИМОЛДА?

“Папа без работы не сидел, за исключением когда проходил медицинские комиссии”, – утверждает Наталья Исакова. – Хозяин этой компании вроде бы живет в ОАЭ…”.

“Муж в конце лета как уехал, так я его почти не видела, постоянно летал”, – рассказала супруга Виктора АБДУЛЛАЕВА Галина. – Звонил редко…”

Получается, никакого отпуска без содержания не было? Тогда каким образом пилоты оказались на работе в другой авиакомпании? Почему их работодатель не выступает в защиту своих сотрудников? По имеющимся данным, прокуратура Алматы выясняет причастность к международному скандалу авиакомпании East Wing.

В Африку – с протянутой рукой

Случай с казахстанским экипажем в Таиланде еще раз подчеркнул проблемные места отечественной гражданской авиации.

“В Казахстане профессиональные летчики никому не нужны”, – высказал “Каравану” свое мнение пилот одной из крупных авиакомпаний Казахстана. – В авиакомпанию набирают иностранцев, платят им в три-четыре раза больше, чем казахстанцам, а ведь они ничуть не лучше наших! Наших летчиков часто упрекают, что они плохо знают английский! Ничего подобного! Сейчас без четвертого уровня английского в авиакомпанию не устроишься. В той же Африке летает много казахстанцев. Пилоты рискуют своей жизнью, летают на старой советской технике. Семьи-то кормить надо! Почему комитет гражданской авиации Казахстана допускает такой беспредел? Самое ценное в авиации – кадры, а мы их вот так бесшабашно теряем”.

Елена КОЭМЕЦ, Алматы

“Белорусская сторона всеми силами защищает своего гражданина: в Таиланде работают консул, представители МИДа, а наших летчиков бросили на произвол судьбы!”– считает Галина Исакова, дочь командира экипажа Ильяса Исакова.

“Перевозчику не нужны лишние уши”

Шмидт САБИРОВ, председатель профсоюза авиаработников РК, с опытом работы в авиации более 50 лет:

– Наши летчики оказались пешками в чужих играх. Летчик не в состоянии узнать, что он везет. Для этого есть таможня, пограничники. Он смотрит сопроводительные документы на груз. Если у него возникнет какое-то подозрение, он может поинтересоваться, что везет. Но обычно у перевозчиков нет свойства об этом говорить – зачем им лишние глаза и уши?

– Какие ведомства должны помогать задержанным пилотам?

– Прежде всего МИД, комитет гражданской авиации. И, конечно, государство!

“Не знаю, где работал муж”

Костанайские летчики о беде своего коллеги Виталия Шумкова узнали одними из первых. Но задержание не комментируют, говорят, не по-товарищески это…

Авиаторы, помнящие Шумкова еще в советские времена командиром Ан-24 Костанайского аэропорта, рассказали следующее. Когда в девяностых годах казахстанская авиация “посыпалась”, а государственная авиакомпания обанкротилась, летчики, бортпроводники и механики остались без работы. Кто-то завербовался летать на самолетах чужих стран. Несколько лет назад в Африке разбился попавший в тяжелые погодные условия самолет, пилотируемый костанайским летчиком Вильгельмом Куком.

Те, кто сумел уехать и остаться в профессии, считались счастливчиками. Они жили вдали от дома, зарабатывали приличные для небогатого Костаная деньги. Самым слабым местом – и это знали все – была законность многих этих работ. Кто-то был оформлен вполне официально, как Кук. Кто-то тщательно скрывал, на кого работает. Какие грузы они возят? Куда и в чьих интересах летают? Похоже, многие из них, как Шумков, ответов на эти вопросы не знали.

В Костанае у семьи Шумкова свой дом. Знакомые в один голос говорят, что образ жизни его семья ведет закрытый.

“Я не знаю, на какую компанию работал мой муж”, – заявила корреспондентам супруга Виталия ШУМКОВА Ольга.

Ольга КОЛОКОЛОВА, Костанай

“Нас называют родственниками террористов”

Семьи задержанных в Таиланде летчиков переживают настоящий шок. Наш корреспондент в Шымкенте встретился с родными пилотов Исакова, Абдуллаева, Зрыбнева.

От матери Александра Зрыбнева – 82-летней Антонины Васильевны – страшную новость старались держать в секрете. Родной сестре Александра – Светлане Найденовой – едва хватило сил сдерживать слезы. В разговорах с матерью она старалась обходить больную тему. Но в понедельник знакомые позвонили Антонине Васильевне и начали выражать сочувствие. После этого бабушка держится только на постоянных уколах.

– Старшая дочь Александра Зрыбнева – на восьмом месяце беременности, у второй дочери на руках шестимесячный ребенок, – рассказывает Светлана Александровна. – От дочерей, конечно, скрыть ужас не удалось. Они живут в Санкт-Петербурге. Видя инертное отношение к происходящему со стороны официальных казахстанских органов, они обратились к руководителям России – Медведеву и Путину – с просьбой посодействовать в разрешении ситуации.

Дочери и супруга Ильяса Исакова до сих пор скрывают страшную новость от бабушки, 93-летней Джамили.

– Мы сами находимся в шоке, а как это скажется на ней? Мы просто не можем ей это сообщить, – говорит Надежда Михайловна, жена Ильяса Исакова.

– Нашим отцам под шестьдесят лет, они – одни из лучших летчиков Шымкента, имеют огромный авторитет среди коллег, – говорят собравшиеся. – Мы уже столкнулись с тем, что некоторые навесили на нас ярлык – “родственники террористов”!

Данил Шемратов, Шымкент

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи