Опубликовано: 1800

Вместо книг – пивные этикетки

При въезде в Зыряновск машины встречает придорожная скульптура барса. Изваяния снежного барса установлены также возле районного центра села Курчум, по дороге на озеро Маркаколь, в Катон-Карагайском районе… Если судить по числу гипсовых ирбисов, в Восточном Казахстане чуть ли не культ этого животного.

Казахстанский Алтай действительно является ареалом обитания ирбиса. Именно здесь реализуют свои “барсовые” программы международные экологические фонды, и местная власть относится к ним с чувством глубокого удовлетворения. Почему? Ответ – на поверхности. Снежный барс – своеобразный символ республики. “Казахстанскому барсу присущи элитарность, независимость, ум, мужественность и благородство, храбрость и хитрость. Он не будет ни на кого нападать первым и будет избегать прямых столкновений. Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой”, – такой код ирбиса-символа передал Президент Н. А. Назарбаев. Корни почитания ирбиса уходят в глубокую древность. Вспомнить хотя бы золотые пластины в виде крылатых барсов на шлеме “Золотого человека” из знаменитого иссыкского кургана.

Могучий выносливый зверь – амбициозный Казахстан – мощная надежная позиция на мировой арене. Все в этой имиджевой цепочке было бы логично и верно, если бы не одно звено – сам барс. Животное, которое на баннерах, плакатах и стелах несет в мощном прыжке Казахстан в мировую элиту, до сих пор остается для большинства казахстанцев неизвестным и… малоинтересным. Многие вообще воспринимают слово “ирбис” только на этикетках пивных бутылок. Купил “чебурашку”, опрокинул прямо из горлышка, и тут же на улице бросил бутылку с изображением снежной кошки. Какой имидж получает в обществе животное-символ?

По мнению экспертов, барс может исчезнуть из Центральной Азии так же, как исчезли туранский тигр и гепард. Ни заповедники, ни национальный природный парк пока не искоренили браконьерство. “Единственный способ сохранить и умножить численность ирбиса в Казахстане – это принять целостную госпрограмму, – считает усть-каменогорский зоолог, руководитель клуба “Ирбис” Олег ЛОГИНОВ. – Нужно рассказывать о барсе и в СМИ, и в доступной литературе. Ирбис должен стать священным животным, убийство которого недопустимо”.

Весной этого года Олег и Ирина Логиновы закончили свою книгу о снежном барсе “Снежный барс. Символ небесных гор”. Впервые в Казахстане, да и на всем постсоветском пространстве появилось издание, в котором воедино собраны все сведения о биологии снежной кошки, географии, символике и т.д. Книга разошлась по природоохранным учреждениям, так и не став доступной для населения. Изданием было заинтересовался даже областной акимат: Логиновым пообещали достойный тираж, но… проект так и не реализовался. Чиновники нашли деньгам другое применение.

“Еще в начале прошлого века знаменитый академик Вернадский создал учение о ноосфере, – говорит Олег Логинов. – То есть – о сфере разума. Он был убежден, что без разумного “ноосферного” подхода человечество не сможет сохранить свою жизненную среду. В наше время антропогенное влияние на среду возросло многократно, а примеры ноосферного мышления можно пересчитать по пальцам. Идет хищническое истребление природы. Мы призываем Казахстан начать с ноосферного отношения к снежному барсу”.

Зоологи не теряют надежды пробудить государственный подход к сохранению редкого зверя, ставшего своеобразным символом республики. Надеются они и на то, что о снежном барсе казахстанцы все-таки начнут читать не на пивных этикетках, а в умных добрых книгах.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, наш корреспондент в Усть-Каменогорске

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи