Опубликовано: 1497

Властелин времени

Властелин времени

Пионер российского тайм-менеджмента Глеб АРХАНГЕЛЬСКИЙ для одних – любимый бизнес-тренер, для других – успешный писатель, для третьих – просто гуру. В его устах все крылатые выражения и поговорки о времени обретают осязаемые формы. Он любит повторять: вся история про тайм-менеджмент – это история о личной ответственности человека. Об этом мы и поговорили с Глебом во время интервью для “Каравана”.

size="3">Работает для всех

– Когда вы сами стали со временем на “ты”? Был ли какой-то пусковой момент?

– Все началось, когда я учился на факультете прикладной математики в Санкт-Петербурге. При этом ходил на курсы: водительские, английского языка, экскурсоводов… Времени на сон и отдых не хватало, и я стал искать технологию управления временем для решения своей проблемы, – отметил Глеб в дни выездного тренинга для Openseminar.kz в Алматы. – Читал книжки, планировал время, вел хронометраж, мне это помогло. Я почувствовал, что если временем заниматься, то у нас его, оказывается, много. Если люди кричат, что им некогда, – они даже не пытались управлять временем и искать его резервы. Однажды, когда я захотел уйти из банка, где работал помощником председателя правления, объяснив, что мне перестало быть интересно, шеф спросил: “А что интересно?”. Я сказал: “Время”. Он оживился, сказав, что бухгалтерия во время квартального отчета спит на раскладушках, а в приемной – все время очереди… Я понял: то, что применил для себя, оказывается, нужно и другим. Я ушел в свободное плавание – сначала независимым консультантом, затем открыл свою компанию. Меня стали приглашать выступать в вузы, я защитил диссертацию о роли тайм-менеджмента, появилась кафедра в Московской финансово-промышленной академии, затем – первый учебник для вузов. Стало понятно, что и государственным органам это нужно! Это проблема не только бизнес-эффективности, это проблема общества.

Казахстанские наблюдения

– Вы в Казахстане не первый раз, можете дать оценку нашим структурам? Эффективно ли они управляют временем?

– Мой первый выездной тренинг был именно в Казахстане в 2001 году. С точки зрения организаций Россия и Казахстан похожи – они неоднородны в плане эффективности. Есть организации хорошо отстроенные, есть, что называется, “совковые”, есть еще не устоявшиеся. Что мне нравится в Казахстане – налоговая политика для малого бизнеса. Я в России в последнее время возглавляю рабочую группу агентства стратегических инициатив, которое занимается улучшением позиции в международном рейтинге Doing Business. Моя тема – упрощение регистрации предприятий. Это самая ответственная точка для бизнесмена – точка старта. У нас и у вас есть “упрощенка” – упрощенная система налогового обложения, которая мало где в мире имеется. Но у нас все преимущества “упрощенки” съедаются соцналогами. В Казахстане соцналоги меньше. Я считаю, если ты создал что-то свое – это уже великое дело! Налоговая история в Казахстане более простая для бизнеса, и мне нравится, что пенсионная система более продуманная – не так, когда все накопления сваливают в общий котел и потом государство распределяет. Ты знаешь, куда идут твои отчисления. Такая личная ответственность. Ведь вся история про тайм-менеджмент – это про личную ответственность. Не государство, не начальник, а ты сам отвечаешь за то, что с тобой происходит. Если взял ипотеку – должен планировать свои шаги на 20 лет! Сейчас ты можешь стать бизнесменом, чиновником, ученым, кем угодно, если прилагаешь усилия и планируешь свою жизнь! Основной смысл тайм-менеджмента – не в том, чтобы завести ежедневник, а в том, чтобы осознанно понимать, чего хотите от жизни и в какие сроки этого достигать. Я когда-то изучал жизнь великих людей.

– И что же великие?

– Их всех отличала осознанность цели: они мало спали, много трудились и жестко себя организовывали! Даже Пушкин – абсолютный гений, но, как видно из его записей, он системно подходил к организации работы, набрасывал план работы над произведением. Или Моцарт – многие не знают, что большинство вещей написаны им за деньги, то есть на заказ. А это значит – к строго определенным срокам. Если у тебя нет целей, то ты не поймаешь удачный момент. Философ Сенека сказал: “Если не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным”. У меня есть хобби – коллекционирую старинные ежедневники. Есть ежедневники для музыканта, врача или бухгалтера 1909 года издания. Наши предки следили за временем. Я не видел, чтобы сейчас в магазинах были ежедневники под каждую профессию.

Инновации надо вводить порциями

– Какое количество рабочих часов в день эффективно для производительности?

– С точки зрению среднего класса, мне кажется, адекватна сложившаяся в тяжелой борьбе профсоюзов с капиталистами система: “8 + 8 + 8”. То есть восемь часов – на сон, восемь – на работу и восемь – на отдых. Если хочется больших результатов, то не получится работать 8 часов. Если у тебя 10 подчиненных, ты можешь работать 8 часов в день, если тысяча – не можешь! Надо для себя определить: “Хочу ли я выпрыгнуть из кожи вон и сделать свыше моих способностей?”. Если “хочу”, то это накладывает определенные требования.

– Означает ли, что много – эффективно? Например, изучение по три часа в день английского?

– Это распространенная тайм-менеджерская ошибка, люди часто устраивают себе революции. Обязательно с понедельника я буду учить английский по 3 часа в день, сяду на диету, запишусь в бассейн… Понятно, что наш организм не справляется, а потом невозможно сразу всем заняться. Возьмите что-то одно и уделяйте этому по полчаса в день – например, спорту. Пока это не войдет в привычку. После этого вы уже не будете мыслить себя без спорта. И можете добавить что-то еще в свой график. Все инновации надо вводить порциями. Не надо устраивать образцовый хронометраж, расписав жизнь по минутам. Как диетами люди портят здоровье навсегда, так и тут можно переусердствовать.

Жизнь – это не кликанье по фотографии

– Что вы думаете о трате времени на болтовню и проверку соцсетей на рабочем месте?

– Надо честно признаться, что это воровство! Люди по полдня там просиживают – то есть половина фонда труда, который работодатель оплатил, по сути, потрачена на поддержку сайта “Одноклассники” или Facebook. Этого люди не понимают, а надо понимать. Если ты наемный работник, будь добр дать результат. В развитых странах понимают, что рабочее время – “это время не мое, а компании”. Работодатели пытаются блокировать доступ к соцсетям, доходит до маразма – сотрудники в туалет по карточкам ходят, где ведется подсчет каждой минуты. Человек внутри себя должен понять: хочет ли он свою жизнь “протупить” в соцсетях? Неужели вся его жизнь – это кликанье на фотографии “пятого племянника десятой тети”, который выставил кошечек? Если вы хотите заниматься этим всю жизнь – ваш выбор. Или все же вы профессионал, любящий и хорошо знающий свою работу? Если работа не нравится – надо спросить себя, почему так сложилось?

– Так-то оно так. Но при этом многие плывут по течению…

– У некоторых спрашиваешь, почему на этой работе работаешь? – Случайно. Почему пошел в этот вуз? – Близко от дома. Что за чушь! Твоя жизнь – не твоя, а стечение дурацких обстоятельств! Будешь умирать, оглядываться, и окажется, что просидел всю жизнь на нелюбимой работе, прожил с нелюбимой семьей!

Не отдавать себя никому!

– Социологи говорят, что на юге люди менее организованны и трудолюбивы, чем на севере?

– Да, это некий фактор. Хотя, например, в Бразилии – тоже ведь жарко, но народ вкалывает и строит капитализм. Причем успешно строит. В этом смысле у России с Казахстаном все хорошо, у нас идеальный климатический пояс. Если посмотреть развитие истории – например, Римская империя, китайские империи, Великобритания – все они расположены в среднем климатическом поясе. Где мозги не плавятся и не замерзают – климат такой, что человеку надо бороться за выживание, и бананы сами по себе на голову не падают.

– В отношении отдыха должна быть такая же стратегия, как и с работой? Или допускается больше импровизаций?

– Нужно планировать отдых, но не обязательно его расписывать. Если я хочу импровизации, то беру машину, спальный мешок и мотаюсь неделю по монгольской степи. Или беру путеводитель и еду, например, в Милан. Степень спланированности для каждого может быть разной – три дня по галереям, три дня на пляже поваляться. Но, главное, это должно быть осознанно. А не так, что повезли, как стадо анчоусов, не в то место, где интереснее, а куда удобнее экскурсоводу, кормят не где вкусно, а где комиссионные экскурсоводам дадут. В итоге – человек измотан, отдыха не произошло, а деньги потрачены те же. Не нужно никому отдавать себя, надо самому заняться собой!


[X]