Опубликовано: 160

Великолепная десятка

Великолепная десятка

В Алматы подвели итоги конкурса композиторов. Благодаря ему репертуар легендарного Almaty Symphony Orchestra пополнился 10 новыми произведениями современных казахстанских авторов.

Конкурс среди современных композиторов Казахстана “AltynArt-2020” проходит третий год подряд – несмотря на карантин, организаторы решили не изменять традициям. Несколько месяцев шел прием работ, и вот в начале августа объявлены результаты. Цель конкурса – найти талантливых людей, привлечь широкую публику к творчеству.

– В этом году композиторам было предложено написать одно произведение малой формы для камерного состава Almaty Symphony Orchestra. Было подано около 30 заявок, в итоге 19 произведений подошли по условиям конкурса, – рассказывает Асель ИМАЙО, организатор конкурса, учредитель фонда “Арт-Мирай”, популяризирующего казахскую академическую музыку в мировом сообществе. – Каждое из них оркестр сыграл, прорепетировал, то есть сами музыканты оценили их на возможность остаться в репертуаре. Также присланные произведения записали на полупрофессиональный диктофон и отправили композиторам, чтобы они могли послушать свои творения. Мы сделали реальные записи всех конкурсных работ, чтобы авторы могли убедиться, что каждому из произведений было уделено достаточное внимание, несмотря на ситуацию с карантином.

В итоге 10 произведений-победителей были выбраны художественным советом, который возглавил музыкальный директор и художественный руководитель оркестра, известный скрипач Ержан КУЛИБАЕВ. Среди них: “Escada” (автор – Надежда Полякова), “Элегия” (Сауле Туякова), “Barefoot Through Puddles” (Максим Хлебов), “Аңшылық” (Арман Жайым), “Obsession” (Зарина Гафиатуллина), “Алатау Скерцо” (Нурасыл Нуридин), “Байконур” (Акмарал Зыкаева), “Айқаракөз” (Абулхаир Сагимбаев), “Кюй-симфония” (Азимбек Джамбаев), “Наубет” (Алмат Сайжан). Именно эти произведения казахстанских композиторов пополнят и расширят репертуар оркестра.

– Выбирали в первую очередь по тому, насколько произведение красивое, гармоничное, интересное по наполнению, как материал технически играбелен. Например, были произведения, в которых очень неудобно были прописаны партии виолончели. Мы договаривались с автором, чтобы он шел навстречу, упрощал задачу для исполнителя. На самом деле выбирать было очень трудно, – продолжает Асель Имайо. – Теперь эти произведения планируем сыграть на отдельном концерте, после того как карантин закончится и мы выйдем на полноценные репетиции. Подготовим эту программу, чтобы казахстанцы могли ее услышать и все усилия были не просто так: композиторы – написали, исполнители – исполнили, а слушатели обязательно должны услышать.

Подобных конкурсов у нас в стране, к сожалению, не так уж много, тем более сейчас, в условиях нынешней ситуации. Скажу так: композиторам всегда не хватает внимания, в первую очередь исполнительского, потому что многие из них вынуждены писать в стол и т. п. В этот раз получилось хорошо для всех. Композиторы знали, для кого пишут, представляли состав, который расписывают в своей партитуре, были уверены, что их произведения будут очень качественно исполнены – у Almaty Symphony Orchestra есть репутация.

Отзывы, которые мы получили от авторов, были очень восторженные. Действительно, музыканты очень постарались, несмотря на то, что времени на репетиции было мало, а сыграть надо было почти 20 произведений, каждое – достаточно оригинальное.

Композиторы сейчас у нас не пишут что-то легкое и простое, у всех – интересная задумка.

Дальше, когда мы будем готовить концерт, с каждым из них свяжемся на предмет того, чтобы вносить какие-то изменения – темповые нюансы и так далее. Хотим максимально донести авторский материал до слушателя. Мне кажется, только так и нужно проводить подобные конкурсы – должен быть какой-то конечный результат, который устраивает все стороны.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи