Опубликовано: 9400

Великая пустошь

Великая пустошь

Мангистау – интересный и совершенно неизученный край с точки зрения археологии. “Полуостров сокровищ” гораздо больше изучен в плане геологии. Чего здесь только не нашли из полезных ископаемых, хотя промышленной добычей охвачены только нефть и газ. Но для историков и археологов работы хватит минимум на столетие.“Законсервированная” история

Начнем с самого названия местности. Ранее полуостров было принято называть Мангышлак. Повелось это от туркменов, живших на этой территории. Позднее их вытеснили местные казахи рода адай и назвали полуостров Мангистау. По словам археолога Андрея АСТАФЬЕВА, которого местное население в шутку называет главным адайцем региона, оба “имени” означают одно и то же – “Тысяча зимовок”. Но археолог считает, что название полуострова искажено. Еще в арабских письменах Мангышлак упоминается под переводом “Большое селение”. И подтверждение этому найдено. Астафьев и его коллеги несколько лет назад откопали этот город, упоминаемый еще в ХI веке. Это была большая крепость на Шелковом пути, и еще только предстоит провести здесь раскопки и изучить этот памятник архитектуры. Крепость, кстати, находится хоть и под песком, но в прекрасной сохранности.

Андрей Астафьев называет Мангистау “большой консервной банкой”. Климат сухой, песок заносит памятники архитектуры и, по сути, консервирует их, чтобы после раскопок они предстали в первозданном виде.

Вода – святыня

“Край тысячи дорог” – еще одно название полуострова, которое себя не очень оправдывает. Нормальных дорог тут нет, ни на север – в Атырау, ни на юг – в Туркмению. Не оправдывает себя и название “Край тысячи святых”. Хотя чаще всего Мангистау упоминают краем 362 или 365 святых. По мнению археолога и краеведа Астафьева, эти цифры связаны с солнечным календарем. Все знают, что в календаре 365 дней. А ранее было поменьше.

Андрей Астафьев считает, что Мангистау можно считать краем духовности. Полуостров отрезан от мира и морем, и непроходимым плато Устюрт. Это безвод­ное плато, и добраться сюда можно было, только четко зная, где находятся редкие источники пресной воды. Кстати, все источники, как правило, прилегают к святыням, почитаемым местным населением. И сами считаются священными и целебными. И это действительно так. Многие источники по химическому составу являются аналогами знаменитых минеральных вод Пятигорска и Есентуков (есть смысл развивать на Мангистау не просто туризм, а курортологический туризм).

Бекет-ата – духовный магнит

В этот отрезанный от мира край зачастую бежали суфисты и ученые люди, которых преследовали на родине. Здесь они начинали проповедовать и обучать детей. На Мангистау до сих пор гость – это святой человек. А в те времена ученый гость автоматически считался от Бога. Самым знаменитым из святых мест на Мангистау считается мечеть Бекет-ата. В ХVIII веке Бекет-ата построил четыре подземные мечети, и все они являются местом поклонения паломников. Мечеть Бекет-ата расположена в труднодоступном месте, и добраться до нее нелегко. Путь к ней изобилует другими святыми местами, каждое из которых являет свои чудеса и оказывает помощь страдающим теми или иными болезнями.

Места надежды

Любой, кто прибыл на Мангистау, уже прямо около аэропорта найдет святыню Сесем-ата. Этот человек был по ошибке убит солдатами из Форт-Шевченко. Его могила находится примерно в 14 километрах от Актау. Считается, что посещение его захоронения поможет излечиться от ряда болезней, а женщинам – избежать безбрачия. Посетив Сесем-ата, вы обязательно услышите историю, как некая богатая бизнес-леди приехала сюда в поисках мужа. Прожила здесь месяц и уехала, забрав с собой в качестве супруга одного из паломников.

По дороге к самой знаменитой мечети Бекет-ата есть другое знаменитое место – подземная мечеть Шопан-ата. Место во всех отношениях удивительное. Шопан-ата – это бывший зороастрийских храм. И все атрибуты зороастризма здесь сохранились. Например, каменные ниши, в которых хранятся кости умерших, и некоторые высеченные в скале зороастрийские знаки, а также укоренившиеся среди местного населения обычаи. Женщины, которые хотят иметь детей, но не могут родить, идут сюда, чтобы побыть под старым деревом – шелковицей – в надежде на удачные роды.

Гора-защитница

Паломники на пути к Шопан-ата проходят между двумя светильниками – это древний обряд очищения огнем, сохранившийся со времен зороастризма. Этот обычай существовал вплоть до времен СССР. Любой аул, который уходил на летние пастбища на Устюрт, разжигал два костра, и между ними проходили все люди и животные. И это еще одна особенность Мангистау под названием “Адайский Наурыз”, который празднуется 14 марта. Именно в этот день казахи проводили обряд очищения огнем и отправлялись на джайляу.

Еще одна святыня нашего региона – Отпан-тау. Это самая высокая гора на Мангистау. Здесь был военный форпост, и в случае нападения врагов разжигали костер, чтобы местные аулы знали, что надвигается угроза вторжения. Сейчас на горе находится мемориальный комплекс. На Отпан-тау горит огромный газовый факел – отголосок зороастризма. Стоит памятник волку – это тотем рода адай.

P.S. Суровый климат полуострова вовсе не отпугивает патриотов этого края. Они учат своих детей жить в гармонии с природой. Они – дети природы, несмотря на то что Мангистау уже давно стал индустриальным краем.

Фото автора и Ольги Ярославской, Актау

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи