Пару недель назад я писал, как одни высокопоставленные и пока еще не подозреваемые в злоупотреблениях столоначальники заказывали себе ковры и машины за многие миллионы тенге. Другие (которые попроще) – прищепки и прочие товары народного потребления по умопомрачительным ценам. Странно, что на эту публикацию в “КАРАВАНЕ” откликнулись упомянутые в списке медицинский университет из Семея и художественный колледж из Актобе: мы не покупали швабры за тысячи тенге! Напишите, что это неправда, а то нас в коррупции обвиняют! Пишу: неправда. Не за тысячи. За пару сотен всего.
Почему не откликнулись те господа, которые дорогие ковры и автомобили заказывали, – нисколько не удивляюсь. Потому что пациенты эти явно безнадежны. Видимо, они считают, что быть праведником в этом мире становится слишком накладно. А жизнь – коротка. И вот доказательство этим тезисам.
Национальное агентство по технологическому развитию желает купить 20 кресел с “мягким покрытием” и “на колесиках” – по 20 тысяч тенге за штуку. Не поленился, залез в дебри Интернета и нашел похожие. Есть по 12–14 тысяч (с бесплатной доставкой), есть по 16–18. Есть и по 28 тысяч.
Вопрос: технологи развития желают трудиться или кататься по офису?
Нацхолдинг “Зерде” тоже кресла покупает – но по 15 179 тенге. Пример с него можно брать! Правда, параллельно и чайный сервиз за 62 500 – по цене четырех кресел. Разумно. Разброс от 31 200 тенге до 42 тысяч долларов в Инете кого угодно до чайного алкоголизма доведет.
Удивило трамвайное управление Павлодара. Не знаю, что случилось в городе на Иртыше, но герои железных путей под Новый год вывесили кучу заказов в рамках госзакупок. Тут и перезарядка огнетушителей на 193 тысячи, и вставка трех стекол на 145 тысяч, и покупка двух плазменных телевизоров (по 120 тысяч плюс два кронштейна для них по 7000 тенге) и много чего еще.
Подозреваю, что “плазмы” – это не для того, чтобы сериалы смотреть в рабочее время. Видимо, оценить пассажиропоток и, вообще, как водители трамваев соблюдают график движения. Видимо, другой, более экономной опции нет…
Много чего интересного есть на сайте госзакупок для взыскующего разума борцов с коррупцией. Только консультаций я насчитал на несколько сотен миллионов тенге. Одни конторы не в силах оценить собственное имущество и зовут на помощь сторонних счетоводов. Другие желают, чтобы им посчитали, во сколько обойдется эксплуатация своего же автопарка. Третьи – чтобы им пояснили, как следует оценивать заказанную проектно-сметную документацию. Четвертые – чтобы им растолковали, у кого заказать аудит…
Не пойму: а что за специалисты работают в этих госконторах, которые сами не могут всё это сделать? За что они зарплату все эти годы получали? Была машина – а теперь запчасти?
Сколько министерств спалилось на госзакупках – от обороны и здравоохранения до образования и сельского хозяйства. Сколько ведомств и сколько акиматов… А другим урок этот не впрок: в огне битв с коррупцией не горят и в воде, как та известная субстанция, не тонут. И на себе, любимых, не экономят. Если верить правоохранителям, нарушений в госзакупках меньше не стало. Даже после последних поправок в законы. Не случайно же в свежем антикризисном плане действий правительства на три ближайших года отдельной строкой прописано, что контроль за процессом госзакупок будет ужесточен до предела.
Министр финансов Бахыт Султанов особо отметил, что только в этом году при планировании были отклонены заявки на 2 триллиона тенге и еще на полтора триллиона оптимизировали. Странно, что новый-старый председатель Национального бюро по противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров пока никак не отреагировал на эти цифры, хотя за ними конкретные люди со здоровыми аппетитами. Да и новоявленное министерство по делам госслужбы в лице Талгата Донакова тоже молчит. Наверное, считают, кого можно назначить крайним?
Ситуация напоминает пресловутый день сурка. Только у нас он, похоже, сильно затянулся. И, говорят, продлится минимум год. Или дольше. Смотря, как наши чиновники будут себя вести на фоне дешевеющей нефти, пикирующего тенге и собственной девальвированной совести.
Осталось только вспомнить классика сатиры Салтыкова-Щедрина: “У нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то все бы пообломали. Намеднись дядя Софрон мимо кружки с керосином шел – и тот весь выпил!”.
Наверное, не случайно агентство Bloomberg по итогам года поместило Казахстан в десятку худших экономик мира, Transparency International – в список самых коррумпированных стран, ПРООН – “наградил” нас 69-м местом в мировом рейтинге Индекса человеческого развития. А инвестиционная группа Bank of America Merrill Linch вообще считает, что Казахстану самое место в десятке преддефолтных государств. Клевещут, наверное, негодяи…
Алматы
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
Алматы
Корректировка Генплана Алматы предусматривает развитие агломерации и городов-спутников
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Бокс не стал спортом номер один в Казахстане: как это исправят
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
В Астане пытались незаконно присвоить квартиры для многодетных и сирот
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Глава государства: «Требуется ускорить формирование современной системы переработки отходов»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане