Опубликовано: 2600

Валютный Аустерлиц

Валютный Аустерлиц

Весной 1965 года в Нью-Йорк пришло судно с ценным грузом – 750 миллионами долларов наличными. Это был валютный эскорт президента Франции Шарля де Голля. Так началась экономическая война между двумя союзниками, получившая название как “валютный Аустерлиц” или “Никсон-шок”.

США хорошо заработали на Второй мировой войне. По ленд-лизу Штаты поставляли оружие воюющим странам. В том числе Великобритании и СССР. За товары те расплачивались золотом. Если в 1935 году золотой запас Штатов был всего 9 тысяч тонн, то в 1949-м, через 14 лет, уже 21,8 тысячи тонн. Это было больше половины мирового золотого запаса. Такие деньги делали США новым экономическим центром мира. Чем они и воспользовались.

В 1944 году на курорте Бреттон-Вудс прошла конференция. Финансисты приняли соглашение о золото-долларовом стандарте. Теперь вместо золота основным мерилом стал доллар США. Страны-участницы использовали его как резервную валюту, держали стабильным обменный курс своей валюты к доллару. Взамен Штаты обязались конвертировать доллары в золото по ставке 35 долларов за унцию (31,1 грамма).

Первое время Бреттон-Вудская система работала великолепно. Более того, Штаты запустили план Маршалла по восстановлению экономики Европы. Страны закупали американское оборудование на американские же деньги. В 1950–1960-х годах в Европе началось экономическое чудо. Это позволило Старому Свету накопить запасы долларов. Но что дальше делать с этими бумажками?

Еще до войны де Голлю рассказали анекдот. На аукционе продается картина Рафаэля. Араб предлагает нефть, русский – золото, американец достает пачку банкнот и покупает полотно за 10 тысяч долларов. В итоге он получает полотно ровно за три доллара. В чем соль? Цена бумаги и краски на стодолларовую банкноту – три цента. Остальное – доверие к США. Иначе говоря, любые деньги – это красивые фантики.

Памятуя этот парадокс, де Голль начал дедолларизацию экономики. В начале 1965 года он заявляет: “Золото не меняет своей природы: оно может быть в слитках, брусках, монетах; оно не имеет национальности, оно издавна и всем миром принимается за неизменную ценность. Несомненно, что еще и сегодня стоимость любой валюты определяется на основе прямых или косвенных, реальных или предполагаемых связей с золотом”. И предложил президенту США Линдону Джонсону выполнить обещание: обменять бумагу на золото. Тут как раз под рукой оказался пароход с долларами.

Напомню. 1965 год. Разгар холодной войны. В Европе находятся базы США. Штаб НАТО расположен в Париже. Понятно, Вашингтон просит опомниться, иначе Франции будет плохо. В ответ генерал де Голль объявил об эвакуации с территории страны Штаб-квартиры НАТО, 29 военных баз и выводе 35 тысяч военных альянса. США сдались и за два года отдали больше 3 тысяч тонн золота.

Конечно, де Голль в одиночку не “завалил” доллар. Но французы создали прецедент: немцы предложили обменять уже 5 миллиардов. Потом подтянулись Канада и Япония. Ну а за ними все остальные...

Удар был страшным. США перестали получать сеньораж (доход, получаемый от эмиссии денег. – Прим. ред.). Золотой запас страны мог покрыть только четверть долларовой наличности. Одновременно резко ухудшился торговый баланс страны. Выросла инфляция. Рост экономики прекратился. Это заставило правительство США отказаться от долларового стандарта и ослабить сам доллар.

США в долгу не остались. Шарль де Голль не удержался у власти долго. В 1968 году в Париже начались беспорядки. Студенты возвели баррикады вокруг Сорбонны. К ним присоединились профсоюзы. Бастовало 10 миллионов человек. На стенах появились надписи: “Пора уходить, Шарль”. Через год генерал и президент подал в отставку. То, как были организованы беспорядки, наводит на мысль о причастности к ним ЦРУ. Примерно по такой же схеме прошли цветные революции “арабской весны” и в странах СНГ.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи