Опубликовано: 3515

Валидатор-махинатор: Миллионы мимо кассы

Валидатор-махинатор: Миллионы мимо кассы

В Алматы водители автобусов, троллейбусов, оборудованных валидаторами для оплаты проезда, берут с пассажиров наличкой, перепродают билеты. Этот беспредел длится не один год. И вместо борьбы с этим злом – ее имитация. А она – что мертвому припарка.Просто сказать, что пассажиры возмущаются работой водителей общественного транспорта – значит не сказать

ничего!

– 30 июня я ехала в автобусе маршрута № 79 (бортовой номер 027), села на Гагарина – Тимирязева, – рассказывает алматинка Светлана НИКОЛАЕВА. – Опустила деньги в валидатор – он не выдал билет. Обратилась к водителю, тот крикнул: я что сделаю? Потом объявил, чтобы платили ему. У всех, кто выходил на остановках, он забирал билеты обратно, потом перепродавал. Я проехала несколько остановок, за это время заходили-выходили десятки человек. Когда одна из пассажирок обратилась к нему, тот на нее накричал. Женщина пообещала позвонить в управление пассажирского транспорта. И вот чудо – валидатор стал выдавать и билеты, и сдачу. Получается, это химичил водитель, чтобы заработать на свой карман?! Совсем обнаглели!

А вот что рассказала другая пассажирка – Алия:

– Ежедневно езжу на работу и вижу, как перестают работать валидаторы в троллейбусах № 5, 6, 11, 25 и автобусах. На остановках, например на “Центральном стадионе”, заходят контролеры. Когда пассажиры им показывают клочки бумаги, которые дают водители вместо билетов, те даже не подходят к водителю, не интересуются: почему не работает валидатор? Как будто так и надо…

Показательные увольнения не пугают водителей

Мы позвонили на номер “горячей линии” управления пассажирского транспорта г. Алматы – 390 07 48, где нам сообщили: каждую неделю к ним поступают сообщения о сломанных валидаторах, наличном расчете с водителем за проезд и многих других нарушениях.

Обеспечивать цивилизованные отношения “пассажир – водитель” обязана компания Best Card., с которой у ТОО “Алматыэлектротранс” заключен договор на обслуживание валидаторов. Честно говоря, о ней мы узнали впервые, а вот о сломанных валидаторах слышим регулярно – от знакомых, коллег, соседей.

– Если валидатор не работает, сотрудники этой компании должны его починить, – говорит главный специалист управления пассажирского транспорта г. Алматы Асет ТУЛЕУШЕВ. – Но они свои договорные обязательства не выполняют. Сейчас с ними судится ТОО “Алматыэлектротранс”. Ситуацию на маршрутах мы знаем. Регулярно выявляются факты, когда водители в часы пик отключают валидаторы, продают билеты. Их мы наказываем – вплоть до увольнения. С начала года только из автопарков уволили 7 человек. Недавно совместно с полицией был задержан водитель, который регулярно прикарманивал деньги. Возбуждено уголовное дело, идет судебное разбирательство.

Миллионы уходят мимо казны

Мы предлагаем нашим читателям самим прокомментировать эти данные – 7 уволенных с начала года плюс одно уголовное дело. Это на полуторамиллионный город.

А если учесть факты еженедельных жалоб, то стоит ли удивляться, что такие показательные меры не пугают водителей. А теперь давайте задумаемся: сколько денег уходит мимо кассы и оседает в карманах водителей? Этого никто не может сказать. Но арифметика здесь простая. Ежедневно на маршруты в Алматы выходят 495 автобусов и троллейбусов, оборудованных электронной системой билетирования – валидаторами. Даже если каждый водитель положит себе в карман по 100 тенге, в день транспортная казна недосчитается 50 тысяч тенге. В месяц – 1 миллион 500 тысяч, в год – 18 миллионов тенге. На эти деньги можно купить новые троллейбусы, трамваи, в которых так остро нуждается город. Или оборудовать хотя бы часть общественного транспорта системой кондиционирования. Да мало ли еще дыр в городском транспортном хозяйстве! Мы взяли в качестве примера 100 тенге. Но ведь, как показывает практика, водители явно не ограничиваются такой суммой в свой карман.

Поможет ли новая система?

– В этом году в Алматы планируем внедрить новую платежную систему на общественном транспорте, – продолжает Асет Тулеушев. – На каждой остановке будут продаваться или раздаваться карточки, наподобие телефонных, на которые вы пополняете свой баланс. Система в автобусе или троллейбусе просто будет считывать с них стоимость проезда. Карточка может быть разовой, может быть постоянной.

Интересно, во сколько миллионов обойдется нововведение налогоплательщикам?

Внедрение новой системы будет осуществляться за счет инвестора, не за бюджетные деньги, говорят в управлении пассажирского транспорта. Условия и инвестор пока неизвестны. А не кажется ли вам, что и здесь найдется лазейка для финансовых махинаций…

Пока же сотрудники “Алматыэлектротранса” пытаются выявить водителей, запускающих руку в госкарман. Впрочем, не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы увидеть тот букет нарушений, которые каждый день наблюдают алматинские пассажиры.

Алматы

[X]