Опубликовано: 1400

В тюрьме не без УДО

В тюрьме не без УДО Фото - Tengrinews

Экс-глава “Казатомпрома” Мухтар Джакишев не получит условно-досрочное освобождение.

Таково решение суда. Потому что осужденный за коррупцию и хищение государственных средств за девять лет не выплатил ни одного из 99,6 миллиарда тенге.

Скандал вокруг хищений в национальной компании “Казатомпром” случился еще несколько лет назад. В 2010 году экс-глава ведомства Мухтар ДЖАКИШЕВ был приговорен к 14 годам лишения свободы и к возмещению ущерба.

Подробности этой истории не известны широкой публике. Судебным материалам был присвоен гриф “секретно”. Тем не менее известно, что Джакишева среди прочего осудили за незаконную продажу долей урановых месторождений иностранным инвесторам. В результате по обвинению в хищении государственных средств и коррупции экс-глава “Казатомпрома” оказался в местах лишения свободы и за минувшие годы сменил несколько колоний. Сегодня он отбывает наказание в одной из колоний Семея.

По закону любой осужденный имеет право просить суд об условно-досрочном освобождении, если он провел в местах лишения свободы не менее двух третей срока. После оглашения приговора Мухтару Джакишеву прошло девять лет, и он обратился с подобным ходатайством. Но, как пояснили в суде Семея, время далеко не единственный козырь в вопросе, выпускать досрочно на свободу или нет.

– Согласно требованию ч. 1 ст. 72 УК РК, лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, подлежит освобождению условно-досрочно в случае полного возмещения им ущерба, причиненного преступлением, и отсутствия у него злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания. Исходя из этой нормы закона суд учитывает не только то, отбыл ли осужденный предусмотренную законом часть срока наказания, но и возмещен ли им ущерб, причиненный преступлением. При этом сведений о полном погашении ущерба, причиненного преступлением, в материалах дела не имеется и защитником Джакишева суду представлено не было, – пояснил судья суда № 2 города Семея Нурлан НУРАЛИНОВ.

В суде не отрицают – осужденный не допускал злостных нарушений за время пребывания в местах лишения свободы. За эти годы он имел одно взыскание и шесть поощрений. Характеризуется положительно. К тому же адвокат указал на плохое состояние здоровья Джакишева. Сегодня у него III степень инвалидности. Тяжелый труд не для него.

– По заключению начальника медсанчасти, у Джакишева 50-процентная нетрудоспособность. Но он мог хотя бы немного работать и хоть какую-то часть денег отправлять на погашение. Но за все эти годы он не выплатил ни одного тенге, – заявил судья Нурлан Нуралинов.

За все это время были выплачены лишь судебные издержки в размере 1,8 миллиона тенге. Понятно, что, находясь в местах не столь отдаленных, невозможно заработать почти 100 миллиардов. Но суд учел нежелание возмещать ущерб государству. Это и стало ключевым аргументом для принятия решения об отказе в условно-досрочном освобождении.

Но это не означает, что Джакишев лишился последнего шанса выйти на свободу раньше отведенного ему срока. В суде пояснили, что теперь, после истечения двух третей наказания, подобные ходатайства он может подавать каждые полгода.

– Также закон позволяет подавать ходатайства на замену наказания на более мягкий вид, например, на ограничение свободы или штраф. Такое право у него есть, – констатировал судья Нуралинов.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи