Опубликовано: 1900

В Семее найдена реликвия, в которой сын Шакарима перевозил останки отца.

В Семее найдена реликвия, в которой сын Шакарима перевозил останки отца. Фото - Фото Аллы БЕЛЯКИНОЙ

Незадолго до своей гибели Шакарим – внук султана, племянник Абая, одаренный исследователь, тонкий лирик и проникновенный философ – решил покинуть привычное окружение и удалиться от людей. 

Он начал вести уединенный образ отшельника. Одни говорят, что к этому его побудило желание сбежать от суетности жизни после того, как народ избрал его волостным. Другие утверждают, что, чувствуя неизбежную расправу, он хотел обезопасить своих близких. Удалившись от родных, отвести от них беду.

Но даже в ставшем отшельником аксакале новые власти видели опасность: был волостным – значит, прихвостень царского режима. Совершал хадж – значит, религиозный фанатик. Был заочно включен в ряды алашордынцев – значит, оголтелый противник новой власти. В переводе на язык тех лет это означало – “враг народа”. Постепенно над Шакаримом сгущались тучи. 2 октября 1931 года, когда он возвращался с охоты, из засады за холмом выскочили гэпэушники и открыли огонь по поэту.

Вскоре по степи, словно эхо, понеслась весть о том, что везут тело убитого Шакарима. Но случайных свидетелей, выбегавших из юрт ближайших аулов, заставляли в панике прятаться под войлочные покровы пистолетными выстрелами. Начальником милиции в Абайском районе тогда был Абзал Карасартов. Это он застрелил Шакарима. Тело поэта закинули на лошадь и привезли в село Баканас, где бросили в давно высохший колодец Куркудук. Пустая безжизненная яма 30 лет хранила прах гения. Истлевшие кости небрежно кинутого тела со временем опали на самое дно колодца, десятилетиями его засыпало песком. Чемодан, в котором перевозили останки Шакарима Кудайбердиева, выставили в одном из музеев ВКО

В 1961 году, когда поэт был уже реабилитирован, его единственный уцелевший сын Ахат приехал на место трагедии. Два дня он раскапывал старый колодец. А когда показались кости, увидел приметную пуговицу-тана. Когда-то она была пришита к одежде его отца. Это окончательно убедило сына поэта в том, что здесь обрел свое последнее пристанище Шакарим. Но требовалось что-то, в чем можно было бы аккуратно перевезти кости к месту захоронения. И Ахат обратился к знакомому водителю Кенжетлеу Доланбекову. Тот дал ему вместительный чемодан с прочными стенками. Фанерный короб, выпущенный на ленинградской фабрике, длиной 72 сантиметра и шириной 46 сантиметров, в 1950-е годы купленный для поездки семьи на курорт, оказался как нельзя кстати. Останки Шакарима были бережно доставлены в Жидебай и захоронены вблизи могилы Абая. После чего на протяжении многих лет старый чемодан хранился в семье Доланбековых. В прошлом году семейство решило передать реликвию в Дом-музей Абая.

– Нашим исследователям понадобилось много месяцев кропотливого труда, чтобы найти подтверждения истинности находки. И они были найдены в воспоминаниях современников и потомков Шакарима. Так, об истории чемодана, в котором были перенесены его кости, упоминается в воспоминаниях Ахата Кудайбердиева, Минаш Искаковой и исследователя творчества Шакарима Досымхана Токкарина, – пояснила заместитель директора Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника дома-музея Абая Мейрамгуль КАЙРАМБАЕВА.

Несмотря на то что после смерти Шакарима Кудайбергенова прошло без малого 90 лет, исследователи до сих пор встречают неожиданные находки, связанные с поэтом. Несколько лет назад совершенно случайно была обнаружена неизвестная ранее фотография Шакарима. Степного мудреца в начале прошлого века запечатлели мелиораторы, наверняка и не подозревавшие, какую услугу окажут историкам и литераторам начала ХХI века. Это случилось во время изучения архивных документов по истории мелиорации.

В Центре документации новейшей истории был обнаружен снимок, запечатлевший на фоне урочища в Чингистау фигуру старца с узнаваемой бородой. Подпись к фотографии не оставила никаких сомнений: фиксируя здешний ландшафт, мелиораторы засняли и Шакарима. Ранее считалось, что сохранился лишь единственный фотопортрет поэта.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи