Опубликовано: 710

В поиске мест силы

В поиске мест силы

В рамках национального проекта “Сакральная география Казахстана” сформирован окончательный список из 780 объектов общенационального и регионального значения. Теперь поиски ведутся за рубежом.

Какой прогноз по каждому объекту?

Последний обновленный список вышел осенью прошлого года, в него вошли 205 общенациональных и 575 региональных сакральных объектов, выявленных и обследованных за 2017–2019 годы. Перечень разделен на две основные группы, которые в свою очередь распределяются по 5 блокам: особо почитаемые памятники природного наследия; архитектурные памятники и крупные средневековые городские центры; религиозно-культовые объекты, являющиеся местами поклонений; сакральные места, связанные с историческими личностями; сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями.

– Списки пополняться больше не будут, так как от количества мы переходим к качеству, – говорит руководитель научно-исследовательского центра “Сакральный Казахстан” Батырхан ЖУМАБАЕВ. – Если мы будем каждый год добавлять новые места, то конечного результата у нас не будет. По данным объектам мы делаем анализ, в этом задействован наш научно-экспертный совет, который состоит из 25 именитых ученых, привлечены также 15 общественных деятелей. Как будет развиваться инфраструктура, логистика на этих объектах, останутся ли они важны через поколение – такие приоритетные задачи мы перед собой ставим и прогнозируем ситуацию по каждой точке. Например, есть мавзолей Жошы хана, так вот будут ли там паломники через 10 лет? Разовьют ли в этом регионе сакральный туризм? Или, например, как мы можем развивать инфраструктуру на таком природном объекте, как пик Хан-Тенгри?

– Кстати, общенациональные сакральные объекты как-то охраняются, раз у них особый статус?

– В конце прошлого года вышел обновленный Закон “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия”, и там мы наконец добились внесения понятия “сакральные объекты” в список видов памятников истории и культуры. То есть порча, их замусоривание влекут за собой ответственность, установленную законодательством РК.

Сакральные объекты, как определено в данном законе, – это “исторические и памятные места, рукотворные и природные культовые объекты, ландшафты, сооружения, связанные с выдающимися историческими событиями и личностями, а также духовными ценностями народа”.

Новое направление

Совершенно новое направление, которым сегодня занимается центр “Сакральный Казахстан”, – это поиск и изучение значимых мест, связанных с историческими личностями за рубежом. Если точнее – речь идет о захоронениях известных выходцев из казахских степей, находящихся за пределами страны.

– Если мы говорим о Курмангазы, то он захоронен в Астрахани, 2 из 3 великих казахских биев – в Узбекистане: Толе би в Ташкенте, а Айтеке би – в Нурате, Мустафа Шокай – в Берлине на турецком кладбище, Алихан Букейханов – в Москве, Губайдолла Бокеев – в Ялте, Мухаммед Хайдар Дулати – в Кашмире и так далее. Сейчас мы как раз заняты сбором материалов. Свыше 360 мест уже проработано по зарубежному направлению, в начале года мы были в Москве и Омске, смотрели захоронения, большой перечень подобных мест составлен совместно с МИД РК, министерством образования РК, разными научно-исследовательскими институтами. Из этого списка только 50 мест, которые у всех на устах, по остальным нужно уточнять, визуально осматривать, насколько там всё сохранилось.

В перспективе – возможно, будет рассматриваться вариант и с перезахоронением останков.

– Опять же, есть много нюансов: взять Астраханскую область, где покоится прах Курмангазы – там есть чисто казахские районы, в начале нулевых местные жители на свои средства построили большой мавзолей, они им очень гордятся. Инициативу казахской диаспоры поддерживает российское правительство, там ежегодного проводятся какие-то музыкальные фестивали, то есть подобные места объединяют людей. Или, например, захороненных в Узбекистане Толе би и Айтеке би также нет смысла перевозить – для них построены большие мавзолеи. А есть знаменитые исторические личности, могилы которых заброшены или они пострадали от боевых действий.

Четвертый том на старте

В этом году центр готовит к выпуску четвертый том энциклопедии “Сакральный Казахстан”, который выходит ежегодно с 2017 года на двух языках. В него будут включены сведения по Северо-Казахстанской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областям. Тайны прошлого: почему древние казахи не знали кариеса

– Кроме того, мы работаем над научным проектом “Сакральное пространство в современной культуре Казахстана: традиции и инновации”, – продолжает Батырхан Жумабаев. – Если всё будет по плану, то с 1 июня начнем этнокультурные экспедиции по североказахстанскому направлению: СКО, Акмолинская, Костанайская, северная часть Павлодарской области. Западное направление у нас пока под вопросом: в некоторых регионах карантинные меры сняты, в других – еще нет. К концу года по этому проекту у нас будет собран большой объем информации, планируем проведение конференций. Цель данной программы – проведение комплексной научно-исследовательской работы, изучение сакральных пространств Казахстана, связанных с нематериальным культурным наследием – мифами, преданиями, легендами, традициями, обычаями, то есть с интеллектуальной средой.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи