Опубликовано: 4617

В первый класс идут… родители

В первый класс идут… родители

Совсем скоро тысячи детишек по всей стране пойдут в первый класс. И их родители нервничают порой больше, чем сами дети.Как не отбить охоту к знаниям, подготовить ребенка к новой жизни, нам рассказала психолог и педагог Жанат СМИРНОВА.– Родители, “поступающие в первый класс”, волнуются порой больше, чем сами дети. Почему?– Первый класс – это первая ступень социализации, ребенок попадает в большой

новый коллектив, у него появляются обязанности. И понятно, что родители нервничают: как ребенок справится с этим?

Но он видит напряжение, неуверенность родителей, их сомнения, и это его пугает. Нагнетание обстановки начинается еще с садика, когда мамы и папы причитают: “Вот ты пойдешь в школу, как ты там будешь – это не умеешь, это не знаешь…”. Но школа – это всего лишь школа. Надо ли так переживать?

– То есть самим родителям надо поменять свое отношение?

– Да. Мы все прошли школу, и порой родители, которые чего-то не достигли сами, требуют это от ребенка. Но в результате идет подмена целей, и ребенку самому в итоге ничего не хочется, он выполняет только пожелания своих мамы и папы, а еще и бабушки с дедушкой. Неудивительно, что у него пропадает интерес ко всему, наступает апатия. Это признак того, что родители перестарались. Он должен ставить свои задачи, а родители – помогать ему в этом, давать определенную свободу. У родителей свои комплексы неполноценности, и не надо ими награждать своих детей.

– Но надо же как-то ребенка мотивировать?

– Самая большая ошибка – соревноваться с другими родителями. Ребенка ни в коем случае нельзя сравнивать с другими детьми, для мотивации хорошо сопоставить с его же успехами в прошлом: “Ты раньше не умел читать, а сейчас умеешь. Молодец!”. В этом случае мы сохраняем адекватную самооценку ребенка. И важно помнить, что первоклассник не обязан получать высокие оценки, ему надо научиться учиться. Так, чтобы потом ему это помогало во взрослой жизни. Кстати, отличники – это в первую очередь хорошие исполнители и очень редко лидеры. Помните это.

Полюбите учителя

– Как подготовить ребенка к встрече с новым коллективом, чтобы он чувствовал себя уверенно?

– Во-первых, обратите внимание на себя. Как вы будете чувствовать себя, оказавшись в незнакомом большом коллективе сверстников? Таких же 30–40-летних людей. Если вы замыкаетесь, стесняетесь, не стоит требовать от ребенка лидерских качеств. Дети копируют поведение своих родителей. Хотите, чтобы ребенок вырос успешным? Занимайтесь своим личностным ростом, чтобы стать ему примером.

– А как найти общий язык с учителем? Должен ли ребенок пытаться это сделать или это обязанность самого педагога?

– Конечно, это задача учителя – найти подход к каждому ребенку. Но ребенок не должен быть избалован настолько, что к нему нужен индивидуальный, особый подход. К своим шести-семи годам он должен понимать, что есть правила коллектива и их надо соблюдать.

– Еще один важный момент: родителям придется тоже выстраивать отношения с учителем, кем им прийти в первый класс – “начальником”, “учеником”?

– Дорогие родители, таких, как вы, у учителя 30 пар! Педагог должен восхищать ребенка. Поэтому вы обязаны в первую очередь с уважением относиться к педагогу, не отзываться о нем плохо, не ставить под сомнение его компетенцию.

Чем полезны двойки?

– Говорят, что, поступая в первый класс, ребенок не обязан уметь писать и читать, но должен научиться усидчивости. Так ли это?

– Да, ребенок не должен уметь читать и писать. Но, попав в класс, где все остальные дети умеют читать и писать, он будет чувствовать себя “аутсайдером”. Этот момент очень важен. Поэтому лучше научить его азам до школы.

– Одна из главных наук для первоклассника – это дисциплина. Стоит ли начинать перед поступлением в школу “военную подготовку” – подъем в семь утра, изучение книжек? И когда это надо делать?

– Перед школой это уже поздно. Ребенок должен знать свой режим дня начиная с трех лет. “Армейский режим” ни к чему. Это может вызвать лишнюю нервотрепку. Что касается ранних подъемов, то здоровый ребенок сам просыпается обычно утром часов в 8. Если ребенок не встает рано – это ненормально, его физиологические часы нарушены, и тогда надо их регулировать.

– Как реагировать на оценки первоклассника? Говорят, что порой именно неуды уничтожают на корню у детей любовь к учебе, и во второй класс они идут уже без особого настроения, а некоторые вообще устраивают “забастовку” родителям…

– Если ребенок получил отличную оценку, важно правильно отреагировать на нее – сказать, как здорово у него это получилось. Выслушайте его рассказ о том, как он добился успеха. Если он получил плохую оценку – посочувствуйте, он ведь расстроен. И лишь после этого, когда он успокоится, спросите, какую ошибку он допустил, и разберите ее. Таким образом покажите малышу, что с любой неудачей можно справиться. И что вы любите его не за пятерки. А просто любите.

Наигрался – иди в школу

– Некоторые родители хотят быстрее отдать детей в школу, с шести лет, насколько это правильно?

– Я категорически против этого. Ребенок должен идти в школу с 7 лет. Хотя некоторые родители начинают обучать детей задолго до этого возраста. Водят на курсы, в воскресные школы для дошколят. Дело в том, что в возрасте от 4 до 6 лет ребенок не должен учиться, он должен играть – это очень важно! Если он недоиграет, то в будущем, когда станет взрослым, это может создать ему проблемы, он так и будет играть, но уже во взрослые игры. В игровом периоде формируются память, мышление, воображение и речь. Даже если вы хотите обучить ребенка чему-либо в этом возрасте, то делать это надо в игровой форме.

– Есть ли специальные техники для тренировки памяти, которые могли бы использовать родители?

– Конечно есть. Существуют разные виды памяти. Например, визуальная. Вы берете 10 предметов. Он запоминает их, потом убираете и просите их назвать. Аудиальная, слуховая память. Вы диктуете текст, и ребенок потом вам его пересказывает. Это обычные игры, которые можно и нужно практиковать каждый день. У детей действительно может быть слабая память, если ее не тренировать. Делать это нужно опять же в игровой форме до 7 лет – это период, когда формируются все основные мыслительные процессы. Потом с увеличением объема информации в школе сделать это будет намного сложнее.

– Сборы в первый класс – это особый ритуал. Нужно ли покупать дорогущие вещи, чтобы укрепить само­оценку ребенка, сделать его более уверенным?

– Возможно, это сделает более уверенными родителей, но не ребенка. Конечно, сборы в первый класс – это очень важно. Рюкзак должен быть легким – тяжелы сами книги, он должен быть ортопедически грамотно сделан. Ребенка он не должен перекашивать. Желательно, чтобы на нем были изображены любимые герои ребенка, он с удовольствием будет складывать тогда свои вещи. Поход в первый класс – это торжественное событие, праздник для него, поэтому доверьте выбор хотя бы второстепенных вещей, канцтоваров самому ребенку. Чтобы первоклассник тоже осознал всю важность этого момента – он становится большим и самостоятельным человеком!


Сколько стоит первоклассник?

Мы решили узнать, во сколько обойдутся сборы первоклассника в школу в разных городах Казахстана.

Список необходимых покупок выглядит внушительно: портфель, школьная форма (брюки, пиджак с жилеткой, рубашка, туфли), набор канцтоваров. И вот что у нас получилось:


Усть-Каменогорск – 19 500 тенге

Шымкент – 24 000 тенге

Тараз – 23 500 тенге

Атырау – 25 000 тенге

Кызылорда – 30 000 тенге

Петропавловск – 29 000 тенге

Костанай – 22 000 тенге

Актобе – 20 000 тенге

Астана – 30 000 тенге

Алматы – 25 000 тенге.


Самые дорогие портфели – в Атырау, средняя цена их около 10 тысяч тенге, школьная форма в Костанае, Астане и Алматы доходит до 15 тысяч тенге. Дешевле собрать ребенка в школу в Таразе и Шымкенте, здесь можно купить хороший портфель от 5 тысяч тенге. А форму в среднем за 10 тысяч тенге.


Загрузка...

[X]