Опубликовано: 3000

В ожидании гособоронзаказа: как казахстанское оружие может завоевать мир

В ожидании гособоронзаказа: как казахстанское оружие может завоевать мир Фото - Боевая колесная машина “Арлан”

Депутаты возвратились из летних отпусков, и теперь им уж точно ничто и никто не помешает закончить обсуждение законопроекта “Об оборонной промышленности и гособоронзаказе” и принять его.

В нем наконец-то будут определены механизмы формирования гособоронзаказа и предусмотрены меры реальной поддержки отечественного оборонно-промышленного комплекса. От стабильного финансирования до окончательной приемки.

В прошлый четверг бывший вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК, а ныне председатель правления АО “НК “Казахстан Инжиниринг” Асет КУРМАНГАЛИЕВ согласился ответить на вопросы “КАРАВАНА”.

В бой и без разведки?

С Асетом Курмангалиевым знаком давно. С тех самых пор, когда он был назначен заместителем министра обороны. Деловой, грамотный, предельно точный в суждениях. Немногословный. Потому разговор с ним начинаю без так называемой разведки боем. С ходу, не теряя драгоценного времени.

– Асет Кабиевич, когда вы говорите о конкурентоспособности продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке вооружений, то реально собираетесь мир покорять? Не шутите?

– Конечно собираемся. Уже покоряем. И этому есть реальное подтверждение. Состоявшаяся в мае сего года V Международная выставка вооружения и военно-технического имущества “KADEX-2018” показала, на что способны наши отечественные специалисты.

Лидирующими отечественными предприятиями по экспорту продукции уже стали “Западно-Казахстанская машиностроительная компания”, машиностроительный завод им. Кирова, “Тыныс”, КАИ, “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг”… Нам реально есть чем гордиться. Правда.

Сегодня они помимо производства техники и оборудования обращают внимание на возможность освоения полного спектра сервисных услуг. То есть и на ремонт, и на техсопровождение современных боевых машин, поставляемых в войска. Как это делают, к примеру, на предприятии “Казахстан Парамаунт Инжиниринг”. Они сейчас производят самый неудержимый, по версии телепрограммы Top Gear, автомобиль в мире.

– Боевую колесную машину “Арлан” вы имеете в виду?

– Да, ее. “Арлан” – уникальный многоцелевой автомобиль, способный выполнять самые сложные задачи в ходе боевых действий. Он идеально подходит как для стандартных ситуаций боя, так и для конфликтов с использованием ассиметричных средств поражения… На предприятии и конструкторское бюро создано профессиональное, и все условия для раскрытия талантов молодых специалистов. Советую с ними поближе познакомиться. Креативные ребята. Идей всяких, порой даже крайне бредовых, в их головах очень много. Главное – рациональное зерно вовремя найти и направить молодых в правильное русло.

– А наука вам хоть как-то помогает? 

– Научным исследованиям у нас всегда зеленый свет. Это основа для развития ОПК. В министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности, как вы знаете, создан научно-технический совет, который рассматривает и отбирает лучшие перспективные прорывные проекты в сфере оборонной промышленности, космоса и кибербезопасности. Мы сотрудничаем с Россией, Беларусью, Израилем, Испанией. Налаживаем партнерские отношения с другими странами. В текущем году планируется создать казахстанский центр по оказанию услуг технического обслуживания, капитального ремонта военно-транспортной и фронтовой авиации, сборки беспилотных летательных аппаратов для нужд наших Вооруженных сил.

– Реализация проекта по крупноузловой сборке вертолетов семейства “Ми” на базе авиаремонтного завода № 405 уже началась? В чем его ценность для Казахстана?

– Этот проект несомненно позволит нам выйти на новый уровень промышленного развития и будет способствовать продвижению Казахстана на рынке вертолетостроения не только на территории СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Кстати, на этом же предприятии планируется организовать центр компетенции вертолетов государственной и гражданской авиации, который тоже будет способствовать повышению уровня безопасности полетов.

На базе предприятия “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг” предполагается создание регионального центра по обслуживанию легких вертолетов “Airbus helicopters”. Есть проекты в сфере бронетанкового вооружения и техники, противовоздушной обороны.

– На днях в Кубинке (Московская область) завершился IV Международный военно-технический форум “Армия-2018”. Казахстан принимал в нем участие?

– Конечно, мы уже третий год представляем там свою продукцию. К примеру, завод по выпуску электронно-оптической продукции ТОО “КАЕ” презентовал инфракрасные линзы для тепловизионных приборов и профессиональные средства радиосвязи. АО “Завод им. С. М. Кирова” представил универсальное полигонное оборудование, в составе которого мишенные установки, мишени различных размеров, блоки управления, а также радиорелейные станции. Предприятие “Семей инжиниринг” выставило макеты модернизированной бронетанковой и конверсионной техники, в том числе ремонтно-эвакуационные и разведывательно-дозорные машины на базе танка Т-72, БМП и БТР-80. АО “Тыныс” экспонировало на форуме “Армия-2018” комплектующие изделия для авиационной промышленности и войсковую амуницию: бронежилеты, бронесистемы, защитные плиты и шлемы. Более 200 квадратных метров занял национальный стенд на том международном форуме… Интерес вызвал у всех.

Сдерживающий фактор

Но не все еще в нашем ОПК так гладко и прозрачно, как хотелось бы. На правительственном часе в мажилисе парламента вице-спикер палаты Владимир БОЖКО обратил внимание на то, что загрузка предприятий составляет всего от 20 до 60 процентов потенциальных возможностей. По словам депутата, предприятия военно-промышленного комплекса требуют серьезной и срочной модернизации.

Необходимы четкая система и координация производителей и потребителей продукции и услуг с министерством обороны, КНБ, МВД, Службой государственной охраны и внешней разведки, акиматами, войсками территориальной обороны.

Сдерживающим фактором развития ОПК является и отсутствие долгосрочной программы перевооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, направленной на загрузку предприятий оборонными заказами “на полную катушку”. Божко считает, что упор требуется сделать “на перенос с прямого закупа за рубежом на трансферты технологий с локализацией производства вооружений и военной техники иностранными поставщиками в Казахстане на базе отечественных предприятий”. Демонстрация обороноспособности

Бессонные ночи наших конструкторов

А еще в этой короткой журналистской командировке в Астану я познакомился с главным конструктором АО “Казахстан Парамаунт Инжиниринг” Ильгизом САФИУЛИНЫМ. Молодой, перспективный, с тонким чувством юмора. В столицу перебрался из Ерейментау. Вспоминает, что в школьные годы ему удавалось играючи решать в уме сложные математические задачи университетского уровня. И учебники были не нужны. Все формулы легко держал в голове.

Сейчас признается, что совершенно свободно может по трое суток не спать, если есть интересное техзадание от заказчика.

Голову ломать приходится с коллегами по цеху то над модернизацией пушки, то над усовершенствованием пулемета, то еще над чем-то очень важным. Нравится ему это сложное оборонно-промышленное, а не просто “отверточное” производство. Но это уже совсем другая история…

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи