Опубликовано: 4200

В контакте со временем

В контакте со временем

Чем больше узнаешь об этом человеке, тем лучше понимаешь, как далеко нынешним казахстанским чиновникам до тех организаторов, какими в свое время были такие, как Галым ЖАРЫЛГАПОВ, председатель спорткомитета Карагандинской области.О знаменитом спортивном функционере "каравану" рассказал его сын Нургазы ЖарылгаповРеальное дело

– Галым Жарылгапов не был функционером республиканского масштаба. Как ему удалось стать весомой фигурой на самом высоком всесоюзном спортивном уровне?

– Все зависит от личности. Отцу было 26 лет, когда его назначили директором Карагандинского физкультурного техникума, единственного в Казахстане. Помню, он меня маленького брал в Москву, где встречался с первым заместителем председателя Комитета профтехобразования СССР Вадимом Саюшевым. Отец не возил взятки, он реально работал. Это видели – и за это его уважали. В 1979 году отец возглавил областной спорткомитет. Он был человеком контактным, не стеснялся, знакомился… Выходил на самое большое спортивное руководство Советского Союза.

– Говорят, будучи председателем Карагандинского областного спорткомитета, он выезжал за рубеж как руководитель делегаций СССР по различным видам спорта.

– Это тоже говорит о том, как к нему относились. Его хорошо знали руководители советского спорта – Анатолий Колесов, Валентин Сыч. Отец выезжал за границу в качестве руководителя делегации Советского Союза по различным видам спорта – борьбе, настольному теннису, боксу… Это были виды спорта, в которых карагандинцы входили в сборную СССР, добивались побед на чемпионатах мира и Европы. Такие поездки отец использовал, чтобы подметить что-то интересное и применить дома, в Карагандинской области. Также он понимал: чтобы наших спортсменов не обидели, нужно быть в контакте с теми, кто принимает решения.

Благодатная почва

– А у самого Галыма Жарылгапова откуда тяга к спорту?

– Отец родился в 1939 году. Спорт в его жизнь всерьез вошел в 50-е годы. Он окончил  в Алма-Ате институт физкультуры. Вернулся в Караганду, был тренером-преподавателем в политехническом институте, затем работал в областном комитете комсомола. Позже был директором физкультурного техникума. А с 1979 года и до самой смерти в марте 1984 года возглавлял Карагандинский областной спорткомитет. Во время очередной рабочей командировки сердце отца не выдержало – это произошло в Ташкенте на чемпионате СССР по боксу, его любимому виду спорта.

Как боксер, он выполнил норматив мастера спорта. Был чемпионом Казахстана, представлял республику на чемпионатах СССР. Но женился: родители – пожилые, еще – сестренки, братишка. Надо было их тащить. Папа работал с Президентом, когда он был секретарем Карагандинского обкома партии. Нурсултан Абишевич поддерживал отца. А когда предложили возглавить спорткомитет в Шымкенте, он посоветовал: оставайся. Отец говорил, что это было правильное решение.

– Знаю, что еще долго можно называть фамилии знаменитых атлетов, окончивших физкультурный техникум, когда его возглавлял ваш отец…

– Видимо, почва была благодатная. Там училась Валентина Герасимова – бегунья на средние дистанции, рекордсменка мира. Техникум физкультуры в Караганде окончили родители десятиборца Дмитрия Карпова, призера чемпионатов мира и Олимпийских игр. Учился и боксер Бахтай Сапиев – дядя олимпийского чемпиона Серика Сапиева. Или, например, техникум физкультуры сначала окончил Леонид Тлеубаев, заслуженный тренер СССР, а затем его ученик – чемпион Европы боксер Серик Нурказов. Список можно долго продолжать…

Наше достояние

– Не может не удивлять обилие карагандинцев в сборных СССР по самым разным видам в конце 70-х – начале 80-х годов. Ведь тогда всех лучших атлетов прикарманивала себе столица республики – Алма-Ата.

– Отец был мощный организатор и человек слова. Объяснял, что спортсмены – достояние региона и республики. И очень важно, где человек окажется после ухода из спорта – в пивной или у него будут квартира, образование… Люди видели это отношение со стороны отца, поэтому не стремились уезжать из Караганды.

– Другой стратегический момент – тренерские кадры и условия для подготовки…

– Отец собрал мощный тренерский коллектив. Сильные специалисты были не только в Караганде, но и в Темиртау, Шахтинске… Папа добивался проведения в Караганде чемпионатов СССР в различных видах спорта. Это была школа мастерства для наших атлетов и тренеров… В борьбе Игорь Растороцкий стал двукратным чемпионом мира, Мусан Абдул-Муслимов – чемпионом Европы и победителем Кубка мира. Бегун Владимир Муравьев – двукратный олимпийский чемпион, в сборную СССР по легкой атлетике также входили барьерист Дмитрий Шкарупин, прыгун в высоту Сергей Засимович, рекордсмен Европы. Чемпионом Европы по плаванию стал Юрий Кис. В число сильнейших в Союзе в настольном теннисе входила Флюра Хасанова. Много сильных боксеров было – Серик Нурказов, чемпион СССР Бейбут Есжанов…

Что касается спортивных объектов, то у нас были построены хороший плавательный бассейн и стрелковый тир в Темиртау, в Сарани появился велоцентр…

“Секретные технологии”

– Чтобы это сделать, какими нужно было владеть “секретными технологиями”?

– Отец  старался использовать все возможности. Так, идею построить лыжную базу поддержал первый секретарь обкома Александр Коркин, который лыжи любил. Но он же не каждый день катался, там тренировались и взрослые, и дети.

– Какими бытовыми проблемами спортсменов вашему отцу приходилось заниматься в эпоху безграничного дефицита?

– В советское время страшный дефицит был. И с питанием, и с одеждой. Отец выбивал для спортсменов продовольственные пайки, их выделяли партийной номенклатуре. То же самое – с хорошей одеждой, обувью… А свою четырехкомнатную квартиру он уступил легкоатлетке Валентине Герасимовой, сказал, что мы еще получим. Многим спортсменам он помог получить квартиры. Помогал с поступлением в институты и трудоустройством.

Олимпийские “тайны” Галыма Жарылгапова

– Доводилось слышать, что если бы не Галым Жарылгапов, то стали бы Мазин и Муравьев в 1980-м олимпийскими чемпионами – большой вопрос.

– Тогда шла мощная битва за место в сборной СССР. Уже на Олимпиаде-1980 буквально за час до старта с командной гонки сняли алма-атинского велосипедиста, чемпиона мира Сергея Прибыла. С Мазиным и Муравьевым тоже ситуация была тяжелая. Штангист Мазин выиграл перед Олимпиадой Кубок СССР в весе до 60 кг. Но у Виктора было пристрастие к алкоголю, он срывался. Даже его тренер перед Олимпиадой отказался с ним работать, отец нашел другого специалиста.

На это же место в сборной СССР претендовал российский штангист Колесников – человек проверенный, олимпийский чемпион 1976 года. Отец задействовал все рычаги, подчеркивал, что Виктор выиграл Кубок СССР, установил мировой рекорд. Но могли выставить и Мазина, и Колесникова. Непонятно, кто из них выиграл бы. Но отец все-таки добился, чтобы в этом весе поставили только Мазина. И он блестяще выиграл Олимпиаду.

У Муравьева конкурентом был бегун из России Шляпников. В конце концов отцу и знаменитому легкоатлету 50–60-х годов Гусману Косанову удалось, чтобы Володю включили в эстафету 4 по 100 метров. Хорошо, что руководство сборной СССР по легкой атлетике не было уверено, что наши могут выиграть у команды ГДР. Но советская команда выиграла, и второй карагандинец – Муравьев – получил золото Олимпиады-1980.

– О Мазине давно ничего не слышно, и предположения самые печальные…

– До конца жизни папа его поддерживал, он получил квартиру, была работа. И Мазин держался. Но после смерти моего отца уехал в Россию, и как он – неизвестно.

“Нет таких чиновников”

– После смерти вашего отца из Караганды в Ленинград уехал и Муравьев, став двукратным олимпийским чемпионом.

– После Олимпиады-1988, когда он во второй раз стал олимпийским чемпионом, ему не дали бы квартиру в Караганде, и Володя уехал в Ленинград. Мол, жилье получил в 1980-м, поэтому вам не положено. Муравьев тогда был холостой и отдал ту двухкомнатную квартиру своему брату, у которого было двое детей. Никто не стал в этом разбираться. Володя сказал: к сожалению, как твой отец, нет таких чиновников. А ведь речь шла о двукратном олимпийском чемпионе!

При отце ни один спортсмен не уехал из Караганды. Даже когда Муравьеву все условия в Москве создали, отец поехал и забрал его. Он уже был студентом МАИ – Московского авиационного института, но после разговора с отцом вернулся и для Казахстана добыл олимпийское золото в Сеуле.

– Знаю, сердечный приступ у него случился во время чемпионата СССР 1984 года.

– Перед чемпионатом СССР в Ташкенте, где отец умер, он специально в Москве виделся с главным судьей этих соревнований Валерием Фроловым, вместе они полетели в Узбекистан. Четверо наших боксеров стали там чемпионами СССР. Их не обязательно было поддерживать, просто чтобы не зажимали. Отцу было всего 44 года. Конечно, постоянные переживания сказались. Но такой он человек – не мог сидеть без дела.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи