Опубликовано: 4600

В Китае начали подделывать казахстанскую обувь

В Китае начали подделывать казахстанскую обувь Фото - Виктория МЕДЯНИК

Теперь там подделывают… казахстанскую обувь

Дело могло закончиться крупным, может быть, даже и международным скандалом, если бы не провинциальное “нежелание связываться” одной из сторон. Хотя ругаться с возмущенными покупателями, купившими подделку, пришлось именно ей – автору оригинала, обувному мастеру Людмиле СТЕБЛЯКОВОЙ из города Сарканда, что в Алматинской области.

Технология новейшего супермошенничества

Мастера под началом Людмилы Стебляковой сшили несколько пар унт – красивых добротных сапог, как положено с густым мехом снаружи и внутри, на толстой рифленой подошве. Особо не старались, просто делали красивую и качественную обувь – ту самую, от которой мы уже отвыкли. Унты выставили в местном магазинчике за символическую для мечты охотника цену – 25 тысяч тенге. Обувь в буквальном смысле расхватали. А через пару недель к Людмиле Васильевне заявился мужик с претензией: “В ваших унтах ноги мерзнут”. Та повертела их в руках, заглянула внутрь:

– Но это не мои! Где вы их брали?!

– На базаре! Там их целый ряд.

– Но я не продавала на базаре!

Обувь преткновения уже найти не удалось – расхватали теперь и подделку, которая, кстати, продавалась значительно дороже. Дикий рынок во всем его великолепии: кто-то из местных челноков, бывающих в Китае, случайно увидел унты мастера, пощупал и оценил достойную и очень дешевую обувь. Узнал, откуда такая, и сразу понял, что мастерская Людмилы Стебляковой много не сошьет: не работает она для рынка, силенок не хватает.

“Предприниматель” купил унты, отвез в Китай, благо граница недалеко. А уж тамошние спецы одноразовых сапог справились с задачей с блеском, как всегда.

План с реализацией был продуман тонко – подделки повезли не в другие города. Кто бы отдал немалые деньги за заведомо некачественные, хоть и красивые сапоги? Ведь на наших базарах относительно доступной обуви, кроме китайской, не найдешь. Исходя из этой нехитрой логики охотничьи сапоги привезли на родину. Туда, где все уже знали, что эти унты не китайские, а стебляковские. А Стеблякова плохо не шьет…

Во времена СССР ее обувной цех, действовавший в районном комбинате бытовых услуг, получал до 150 писем в день с заказами. И не только из Казахстана. Те самые унты грузовиками везли в… сибирский Красноярск! Заказы получали, естественно, без всякой рекламы. А вы еще не поняли, что реклама продает не качественный товар, а только его красивую обертку?

Или я не прав?

Что сегодня шьют в глуши

– Китайская обувь не соответствует вообще никаким параметрам, – говорит Людмила Стеблякова. – Итальянская – дело другое. Там нитки в тон цвета материала, то есть шов практически не заметен. Строчка шва – как по линеечке. Узоры красивые. Ну а в моей обуви нитка может сильно отличаться по цвету от материала. Она может при шитье порваться, и на материале это будет заметно.

Узоры я вообще не делаю. То есть мои туфли, несомненно, отличишь от итальянских. Но качество работы и материала будет одинаковым. А стоит моя обувь раз в пять или десять дешевле итальянской, что лежит в любом алматинском торговом центре.

Зимние сапоги я у Людмилы Васильевны заказал. Все равно мне, что нитки, может быть, будут не в тон, ну а узоры далеко не на каждой паре обуви из Италии присутствуют. Обойдутся они в 12 тысяч тенге, и я знаю, что проношу их три, четыре, пять сезонов, – и это как минимум. Не облезут, не порвутся, и проклятия практически всех мужиков, того самого запаха, не будет. Всем остальным для заказа рекомендую ехать в Сарканд – это райцентр в 150 километрах от Талдыкоргана, прямо по трассе в сторону озера Алаколь.

Вы усмехнулись? Но ведь как-то в Сарканд пришлось обращаться военным летчикам из Талдыкоргана. Когда им позарез понадобились сапоги особые, отстегивающиеся от педалей в момент катапультирования одним движением ноги.

Обычная офицерская обувь для этого не пригодна, специальной на складе почему-то не оказалось, и дело чуть не дошло до еще одного армейского анекдота – самолеты есть, горючее есть, а летать нельзя, потому что не в чем… Как подпольные цеха по производству поддельных Iphone спасут Казахстан

Хромовые сапоги из-за дефицита парадной обуви ей не раз заказывали армейские и полицейские офицеры. Подобных просьб за годы независимости нашей страны поступало немало.

Но кому-то жалко зарубежных бракоделов

Обувной мастер из Сарканда готова, сидя у себя дома и руководя мастерской, выпускать 800 пар обуви за восьмичасовой рабочий день! Естественно, с соблюдением стандартов качества и по небольшой цене. Благодаря чему ее знает весь городок, да и за пределами Казахстана до сих пор помнят многие. Ей всего-то надо лишь несколько расширить стоящий во дворе дома цех, пару специальных машинок купить и сырье. И хозяйка с несколькими мастерами, сидя в казахстанской глуши, вскоре обеспечит обувью половину страны.

Трижды она уже практически получила грант. И трижды в последний момент обязательно находился абсолютно законный повод ей в безвозвратных деньгах отказать. Поучимся вместе классической бюрократии?

Производство по условиям получения гранта должно действовать. А у Людмилы Васильевны на момент проверки как раз началось обучение новых мастеров, когда месяц-два более опытные не шьют, а учат, потому что совмещать два этих процесса невозможно. Получен не грант, а отказ.

В другой раз, видимо, забыв историю с унтами и не узнав мнения людей, ее продукцию обозвали неконкурентоспособной. Основания для такого заключения предъявлено не было. Отказ.

Из-за чьего-то головотяпства в документах указали код не пошива обуви, а ее ремонта. А по условиям выдачи гранта на ремонт денег давать не положено. Это был третий раз и последний. Теперь Людмила Васильевна уже не хочет 70 миллионов тенге.

Чтобы на эти деньги делать мастеров-обувщиков из выпускников детских домов и построить для них небольшое общежитие. И тогда, через несколько месяцев, вот они – 800 пар обуви в день. Сейчас она уже согласна на полтора миллиона.

Чтобы новую швейную машинку купить, немного кожи и начать. Хотя бы с одним мастером, а там – как кривая вывезет. Согласна уже и на кредит, а не на грант. Но и этих денег не может пробить.

– Картошку в магазин сдала, может, еще что продам с огорода и поеду в Алматы, потому что в Талдыкорган бесполезно. Если и там с грантом-кредитом не получится, куплю немного материала и начну шить по частным заказам. А там посмотрим, – говорит Людмила Васильевна.

СССР был жив не только целиною

Сейчас даже в Алматы при всем богатстве выбора и широчайшем ценовом диапазоне базаров и супермаркетов в ателье и мастерские по пошиву одежды-обуви нередки очереди. А в советское время государственный “индпошив” был востребован еще больше и существовал даже в небольших селах.

В Сарканде кроме любой одежды и обуви местные мастера шили ковры, делали товары из дерева – от резных стульев до гробов. Цех изделий из металла, кроме всего прочего, изготовлял очень красивые умывальники. Весь товар делался только по индивидуальному заказу.

В стареньком шкафу Стебляковой до сих пор висят платья, сшитые в 80-е годы. Точные копии платьев Аллы Пугачевой. Только сшитые в районном центре, и совсем не Юдашкиным.

Сейчас к мастеру одна за другой идут женщины с сапогами – надо довести до ума купленную за полторы тысячи тенге зимнюю обувку. По словам мастера, оптовики этот товар закупают в том же Китае, скорее всего, на вес. Естественно, сапожки выглядят весьма неказисто, но зато цена в аграрном маленьком Сарканде прельщает очень многих. К тому же знают местные дамы, к кому идти. Чтобы коллеги-подруги потом ни за что не отгадали, сколько же на самом стоят эти новые и такие красивые сапожки…

Вадим БЕРЕГОВОЙ, Алматинская область

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи