Опубликовано: 1997

В храм искусства силой привели…

Довелось на днях побывать в нашем Русском драматическом театре. И как-то стало обидно за актеров: уж очень неблагодарный зритель попался им в тот день.

Зрителей было мало, и в основном те, кого, можно сказать, привели за руку, – подростки, студенты колледжей или ученики старших классов.

С одной стороны, их нежелание смотреть навязанный спектакль “из-под палки” очевидно, а с другой…

Придут ли они в театр сами? Есть ли у них интерес, или мотивация, как модно сейчас говорить, чтобы окунуться в потрясающую атмосферу искусства? Пусть меня извинят родители этих подростков, но дети были явно не воспитаны. Почему им никто не сказал, что нельзя улюлюкать на весь зал, когда открывается занавес? Что нельзя громко смеяться, а мобильники нужно выключать?

…А между тем сцена театра в тот день превратилась в руины Отрара, описанные Мухтаром ШАХАНОВЫМ в пьесе “Отрарский дастан”. Поэтический спектакль “Гибель Отрара”, поставленный в Семее заслуженным деятелем РК Ерсаином ТАПЕНОВЫМ и приглашенным балетмейстером Талгатом ХАНДСУРЕНОМ, заслуживает особого внимания. Он был отмечен во время Республиканского фестиваля театров в Алматы, а один из актеров – Федор ЛЮБЕЦКИЙ – получил диплом за лучшую мужскую роль! Это было первое произведение национальной драматургии на сцене Русского драматического театра им. Ф. М. Достоевского.

После оглушительного успеха не только в Алматы, но и на международном фестивале в Димитровграде стало очевидно, что это не последняя подобная работа, будут еще. Но нужны ли они зрителю?

Сама постановка удивительна: такое смешение жанров! Очень скромное, даже аскетичное одеяние актеров, минимум декораций, авторские слова передает хор, создавая атмосферу античности, а сцены, олицетворяющие кровавую бойню у стен крепости, сопровождаются современной музыкой, которая должна быть понятна молодым зрителям. Но и этот ход режиссера они не оценили по достоинству. Смотреть на события, разыгранные актерами на сцене, было по-настоящему страшно. Но большинству юных зрителей это было смешно…

Молодое поколение явно не оценило происходящее на сцене. А ведь речь шла о любви к Родине, насколько человек храбр духом, чтобы защищать ее до последнего вздоха, не сдаваясь врагу. Великий Чингисхан, Потрясатель Вселенной, задавая вопрос: “Кто Родину предал, сомненья гоня, тот завтра предаст с потрохами меня?”, явно не находил ответа у своего зрителя…

И подумалось: пусть учителям приходится загонять школьников и студентов в театр едва ли не силком, но ради такого спектакля это делать стоит. Иначе откуда еще современная молодежь сможет понять, что такое Родина?

Семей

[X]