Опубликовано: 1800

В Казахстане требуют прекратить дарить чапаны - ученый

В Казахстане требуют прекратить дарить чапаны - ученый Фото - Sputnik Казахстан. Традиционную национальную одежду - казахский чапан преподнесли в дар Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну во время официальной церемонии открытия нового офисного здания ООН в Астане 10 июня 2015 года

Ученый считает, что следует прекратить чапанизацию. Современная традиция дарения чапанов не соответствует историческим обычаям.

Как носили?

Сегодня многих иностранных звезд одаривают чапанами, как правило, раньше их дарили при дипломатических встречах, на свадьбах и поминках. Причем чапан всегда был приложением к более дорогому подарку, скакуну, например. Уже и ткани другие, и орнаменты не те. Единственное, что осталось неизменным, – преподношение чапана, признак уважения.

Практически у всех народов Азии есть верхняя одежда, похожая на казахский чапан в той или иной модификации, и традиции, связанные с ее ношением. Шапан (чапан, халат) входил в комплект как мужской, так и женской традиционной одежды казахов, причем крой был совершенно одинаковым. Известный испанский певец последовал примеру Николаса Кейджа и облачился в чапан

Мы прошлись по Центральному музею в Алматы и посмотрели на чапаны вековой и более давности. И… они не похожи на те, которые сегодня торжественно вручают заезжим звездам.

Чапаны были повседневными и праздничными. Выходные чапаны богато оформляли, орнаментировали. Зачастую применялся растительный орнамент, – говорит старший научный сотрудник центра антропологии и этнологии Центрального государственного музея РК Жалаледин ШАЙКЕН. – Например, розетку – орнамент в виде круга из цветочных лепестков, вышивали на спинной части чапана и у мужчин, и у женщин. Современные изготовители берут орнаменты из войлочных изделий и наносят их на чапаны, там идет специальный орнамент для аппликаций (сырмак), раньше так никогда не делали. Это упрощение, это еще мягко сказано, в общем-то сейчас идет сплошь регрессия, непонимание тех или иных вещей.

На повседневных чапанах орнаменты не были приняты, они были простыми, стегаными. Причем, заметьте, рукава всегда были очень длинными, чтобы в зимнее время не обморозить руки. Конец рукава мог доставать до колена, а при работе их закатывали. На повседневку поверх чапана носили кушак – тряпичный пояс, было удобно.

А на праздники – добротные пояса из серебра. Если концы заправить за пояс, то чапан становился короткий, удобно было сидеть в седле, и тело было в тепле. Материал для повседневной носки использовался грубый. Раньше такого разнообразия тканей не было, их в основном поставлял Китай. Там выращивали лен, коноплю, из них производили ткани для верхней одежды. Женщины с нетерпением ждали купцов, чтобы сделать заказ.

Дизайнеры степи

Представьте, вы приходите на свадьбу, а там гостья в таком же платье, как у вас… конфуз. Женщины меня поймут, такой риск всегда присутствует, а вот встретить на каком-нибудь празднике людей в двух одинаковых чапанах в то время было практически невозможно. Чапаны, говоря нынешним языком, были дизайнерские, шились по индивидуальному заказу. Если женщина мастерица на все руки, значит, она шила и вышивала сама. То есть никакого массового пошива, конечно же, не было. Уже ближе к нашему времени производством чапанов и другой национальной одежды занималась алматинская фабрика “Тускииз”.

Дарение, подношение чапана – это образное выражение. Например, я должен сватам преподнести подарок, если я состоятельный, то и коня дарю, и шубу, и сбрую – это называется “ат мiнгiзiп чапан жабу”. Любое преподношение сопровождалось какой-нибудь верхней одеждой – чапаном или камзолом, – продолжает Жалаледин Шайкен. – Есть еще понятие “шеге чапан” (шеге – это гвоздь).

Когда посылали сватов – кого-то из ближайших родственников, передавали “шеге чапан”. После того как обо всем договорились, уходя, посланник вешал этот чапан на гвоздь. То есть чапан – и как подарок, и как печать на договоре, признак того, что соглашение достигнуто.

Чапан также дарили на поминках, на дипломатических встречах. Например, султан при посещении российского царского двора вез подарки, в числе которых на первом месте обязательно был богато расшитый, подбитый мехом чапан. Дарение чапана – признак почитания, уважения и дипломатического соглашения. Сегодня понимание принципа преподношения подарков воспринимается в прямом смысле. Казахи говорят “чапан жабу” (накинуть чапан), имеется в виду, что сделать какой-то подарок: это может быть и чапан, и ремень с серебряной накладкой, и сапоги и так далее.

Ханский подарок

Чапан мог себе позволить каждый. У богатых людей могло быть их несчитанное количество. Хороший чапан мог стоить одного коня. При этом по декорированию чапана можно было узнать о социальном статусе человека. Например, ханы и султаны носили чапаны, украшенные позументами – золотой тесьмой.

– Даже бывали случаи, когда акын в своем произведении мог подтрунить над султаном, покритиковать его, тот не должен был обижаться. Султан мог снять со своих плеч дорогой чапан и подарить акыну, но ни в коем случае – не головной убор. В таких чапанах акыны потом могли щеголять перед народом, другим не было в этом надобности.

Упомянутый головной убор – это ханская шапка мурак, атрибут ханской одежды.

Дарить головной убор было нельзя, а сейчас буквально каждому второму дарят чапан с этим головным убором. А это одежда ханов и султанов. Головной убор показывает ранг личности, социальный статус. Даже бии не имели права их носить – они надевали борики. Эту чапанизацию надо прекратить.

Зимние чапаны были с подкладкой из шерсти, чаще верблюжьей, и оторачивались мехом. Если снаружи изделия использовалась выделанная кожа, а не ткань, то это уже был не чапан, а шуба (ишик). По словам Жалаледина Шайкена, традиция носить чапаны стала изживать себя во времена советской власти, если быть точнее, в период политики по поднятию целины. Если хотите узнать, как выглядят настоящие казахские чапаны, сшитые согласно традициям, – добро пожаловать в Центральный музей.

АЛМАТЫ

КОММЕНТАРИИ

[X]