Опубликовано: 1530

В дорожной западне

В дорожной западне

Статья “Каравана” “Под знаком штрафа” (№21 от 21 мая 2010 г.) вызвала шквал отзывов, судебные разбирательства и внутреннее расследование. Напомним, мы рассказали о жалобах водителей, получивших астрономические штрафы за превышение скорости на участке трассы Алматы – Талгар, где отсутствовал соответствующий знак. Кто виноват в этом? И что будет со “спорными” штрафами?

Скандальная ситуация

В редакцию обратились десятки водителей, которые получили уведомление о штрафе за превышение скоростного режима в 40 километров на участке трассы Алматы – Талгар. Но знака, предупреждающего об этом, на дороге не было, утверждают они. Водители просто не знали, что окажутся под прицелом камер. Остается только гадать, сколько машин попало в “ловушку” на одной из самых проходимых трасс. Сегодня уже в процессе судебные разбирательства по административным материалам нескольких невольных нарушителей. Водители намерены подать коллективный иск, если дорожная полиция не разберется в ситуации. Почему вообще на участке дороги, находящейся за населенным пунктом, был установлен знак “40”? Почему камеры стали “штрафовать” водителей за несколько дней до того, как был установлен знак, кто виноват и что делать водителям?

“Караван” будет освещать этот инцидент. Первые результаты мы уже получили.

Мы задали вопрос исполняющему обязанности начальника дорожной полиции ДВД Алматинской области Алпысбаю РАХИМОВУ: “Кто и с какой целью ввел в заблуждение водителей на 22-м километре трассы Алматы – Талгар? Это новый способ пополнения областного бюджета или частная инициатива ваших подчиненных?”

Ответ мы получили от заместителя начальника ДВД Алматинской области К. Нугербекова. А также нас пригласили проехать по участку трассы и обещали ответить на все спорные вопросы прямо на месте.

Знаки ушли на крышки для кастрюль?

Самый скандальный момент в этой ситуации: водителей штрафовали в момент отсутствия знака, ограничивающего скорость. Они утверждают, что знак был установлен 26 апреля, а камеры фиксировали нарушения с 1 апреля.

Полицейские же заявили, что знак стоял еще с прошлого года, но признали, что иногда он мог отсутствовать на месте. В официальном ответе указано, что установленные дорожные знаки несколько раз сбивались и расхищались неизвестными лицами… На месте полицейские рассказали о ситуации со знаками еще более красочно. Мол, знаки воруют для разных целей. Сделаны они из чистого алюминия и их можно сдать на металлолом, а самые находчивые используют знаки в качестве крышек для больших алюминиевых казанов… Но при чем здесь водители, почему они должны расплачиваться за украденные знаки? Почему полиция сразу не контролирует восстановление пропавшего знака?

– Если на знак наехали или украли, мы составляем рапорт, даем информацию управлению автомобильных дорог Алматинской области, оно дает задание дорожно-эксплуатационному управлению, которое обслуживает данный участок, – говорит инспектор отдела дорожно-технического надзора Ербосын БАСТАУБАЕВ. – Все это требует времени.

Штрафами “заведует” частная компания?

Выходит, что даже когда знак отсутствует, камеры продолжают работать и фиксировать нарушение. Но ведь водители не обязаны обладать телепатическими способностями, чтобы догадаться, что на данном участке действует ограничение скорости. Почему не была приостановлена фиксация нарушений? Как выяснилось, и здесь сотрудники дорожной полиции ни при чем. Они, оказывается, не уполномочены отключать или “притормаживать” действие камер. Автоматический поисковый комплекс “Автоураган” обслуживает частная компания, выигравшая тендер.

Такие же системы контроля установлены еще на 11 участках в Алматинской области, но подобных проблем, как на 22-м километре трассы Алматы – Талгар, по заявлению дорожных полицейских, пока не возникало… Кто гарантирует, что подобное не повторится?

Первая победа водителей

Когда мы подъехали к 22-му километру трассы Алматы – Талгар, сотрудники дорожной полиции продемонстрировали нам знак, ограничивающий максимальную скорость до 70 километров в час. Раньше здесь стоял знак “40”. Водители недоумевали, почему именно такой скоростной режим определили на этом участке. Позади остался населенный пункт, где водитель мог ехать 60 км/ч. Впереди – обычная трасса. Рядом мы не увидели ни школы, ни детского сада. Возникает вопрос: по какому принципу появляются знаки?

Как нас заверили, причиной установки знака “40” на данном отрезке стала плохая статистика. С 2007 по 2010 год на участке с 20-го до 23-го километра трассы Алматы – Талгар было совершено 25 ДТП, 7 человек погибли. Но после возмущения водителей, описанного в нашей статье, на участке начала работу комиссия. Знак изменили. Это первая победа водителей. А когда мы приехали в УДП области, расположенное в поселке Гульдала, на месте проводилось внутреннее расследование. Ситуацией, говорят, заинтересовалась и прокуратура.

Как “списать” штрафы?

Водителей же волнует самый главный вопрос: что будет с “неправильными” штрафами? По словам самих полицейских, в сутки по трассе Алматы – Талгар – Евгеньевка проходит около 18 тысяч машин. Сколько же всего нарушителей поневоле на 22-м километре? Сегодня выступают с жалобами те, кто получил астрономические суммы штрафов.

– Понимаем водителей, которые проезжали в момент отсутствия знака, но мы не можем списывать штрафы, если они зафиксированы, – сообщили в дорожной полиции. – Комплекс “Автоураган” и был установлен, чтобы исключить контакт инспектора с водителями. Штрафы можно аннулировать только по постановлению суда.

Первые судебные разбирательства по таким административным материалам уже начались.

Александра МЫСКИНА

[X]