Опубликовано: 120

В чем состоит национальное благосостояние?

В чем состоит национальное благосостояние?

Какова роль Фонда “Самрук-Қазына” в экономике? Когда и как трансформируется самая главная нацкомпания страны? И почему сейчас “Самрук-Қазына” нельзя сравнивать с сингапурским “Temasek”, по образу и подобию которого и создавался наш Фонд народного благосостояния когда-то?

В июле после отчетов крупнейших компаний группы “Самрук-Қазына” пришел черед рассказать общественному совету о своей деятельности и самому управляющему Фонду. Заседание общественного совета, как и ожидалось, вышло по-настоящему экспертным и открытым, а ответы топ-менеджеров компании интересны и важны не только экспертам, но и всем гражданам Казахстана.

Зачем стране “Самрук”?

В июле топ-менеджеры ФНБ “Самрук-Қазына” презентовали отчет об итогах работы Фонда за 2021 год общественному совету под председательством Болата ЖАМИШЕВА. Как признался председательствующий, интерес к отчету Фонда национального благосостояния со стороны экспертов и казахстанцев – огромный, в адрес общественного совета поступили десятки вопросов.

Однако часть из них топ-менеджеры Фонда ждали и решили ответить заранее.

– Периодически задается вопрос: для чего нужен Фонд “Самрук-Қазына”? Хотелось бы отметить четыре ключевых аспекта, – управляющий директор по стратегии и управлению активами Ернат БЕРДИГУЛОВ начал отчет с ответа на самый важный, пусть и невысказанный в ходе заседания общественного совета вопрос. – Во-первых, Фонд обеспечивает синергию в управлении крупными портфельными компаниями и получении наилучшего эффекта от их взаимодействия друг с другом. Во-вторых, Фонд обеспечивает эффективное преобразование доходов от реализации сырьевых товаров, например, нефти, в другие отрасли экономики, создание новых производств. Это позволяет диверсифицировать экономику и готовить ее к постсырьевой эре. В-третьих, Фонд позволяет минимизировать негативное влияние цикличности экономики. Сейчас, в период рецессии, вливания Фонда в экономику и крупные инфраструктурные проекты позволяют создавать основу для дальнейшей диверсификации экономики. Это позволяет сохранять существующие рабочие места и создавать новые. В-четвертых, Фонд управляет вверенными ему активами не на бюрократических, а на экономических принципах, продиктованных подходами, ориентированными на получение коммерческой ценности.

Кроме того, компании группы Фонда – крупнейшие работодатели страны. Всего в нацкомпаниях и их “дочках” работают 258 тысяч человек, среди которых 93 % – это производственный персонал и лишь 7 % – управленцы.

Деньги любят счет

Если говорить о финансовых показателях, за год доходы Фонда увеличились в три раза. Но, как подчеркнули топ-менеджеры, такой взрывной рост обусловлен в первую очередь низкими доходами компаний группы в 2020 году. Так, в 2020 году “Самрук-Қазына” заработал всего 558 миллиардов тенге – против 1,6 триллиона в 2021 году. В то же время поводы для гордости есть: по сравнению с доковидным 2019 годом доход ФНБ увеличился почти на 400 миллиардов тенге.

Доля активов Фонда к ВВП страны – 28 %. Но что такое активы? Здания, инфраструктура и прочее. Сравнивать их с ВВП просто некорректно, ведь часть активов имеет стратегическое значение, хотя и не приносит стране особых доходов. А вот доля “Самрук-Қазына” в ВВП регулярно снижается за счет планомерной передачи нестратегических производств в частную среду.

В 2021 году доля Фонда в ВВП страны – 6,2 %, что свидетельствует о постепенном снижении влияния квазигоссектора на экономику Казахстана. В ближайшие годы этот показатель планируется снизить до 5 %.

Рост стоимости чистых активов составил 12,2 %. Рейтинг корпоративного управления – “ВВ”.

– Так как наша основная задача – повышение рентабельности компаний, имеющих ключевое значение для экономики страны, наш приоритетный показатель – это рост чистых активов. Он должен быть не менее 8 % по итогам года, – подчеркнула управляющий директор АО “Самрук-Қазына” по экономике и финансам Назира НУРБАЕВА.

На текущий 2022 год АО “Самрук-Қазына” ставит план – инвестировать в портфельные компании не менее 311 миллиардов тенге.

При этом на выплату дивидендов акционеру в лице правительства планируется направить 170 миллиардов тенге. Для сравнения: по итогам 2021 года на дивиденды было направлено 88,3 миллиарда тенге.

– Проекты, которые финансируются в виде прочих распределений, как правило, являются социальными либо имиджевыми проектами странового значения. В 2021 году в виде прочих распределений на основании поручений Правительства были профинансированы: закуп вакцин от COVID-19, строительство многопрофильных больниц в Нур-Султане и Алматы, а также были направлены средства на финансирование образования и спорта. В 2022 году на прочие распределения планируется направить порядка 75 миллиардов тенге, – пояснила Назира Нурбаева.

Один из вопросов, который волнует общественность, – это долг Фонда. Как прокомментировала Назира Нурбаева, с 2018 года в части погашения долгов проделана большая работа. Так, долг компании был уменьшен с 30 миллиардов долларов до 23,4 миллиарда.

При этом порядка 60 % приходится на внешний долг. По данным компании, большая долговая нагрузка приходится на пять портфельных “дочек” Фонда, в их числе – “КазМунайГаз”, “QazaqGaz”, “ҚТЖ”, “Samruk-Kazyna Ondeu” и сам корпоративный центр Фонда. В “красной зоне” находится национальный ж.-д. оператор, что сказывается на возможности ҚТЖ прибегать к заимствованиям в перспективе. Однако, как подчеркивают в Фонде, соотношение долга к капиталу на уровне группы находится на приемлемой отметке – 0,54, соотношение долга к EBITDA – 2,34.

Ближе к народу

Согласно планам Фонда, все компании, входящие в группу, со временем должны стать частично или полностью частными. И благотворно влиять на диверсификацию экономики страны. Именно поэтому сейчас АО “Самрук-Қазына” ведет большую работу по завершению крупных инфраструктурных проектов, которые в будущем станут надежным фундаментом экономики и основой для развития других отраслей бизнеса.

В 2021 году были завершены девять проектов общей стоимостью 790 миллиардов тенге. В их числе – продление сроков добычи жидких углеводородов на Карачаганаке (“КазМунайГаз”), создание в РК нового звена ядерного топливного цикла – изготовление тепловыделяющих сборок и выход на рынки (“Казатомпром”), модернизация нефтепровода “РК – КНР” (“КазТрансОйл”), установка четвертого компрессора обратной закачки газа (КМГ).

Также в числе значимых завершенных проектов – обеспечение стыков транзитных каналов связи с операторами связи со стороны Китая и России (“Казахтелеком”), газификация районов Алматы.

Всё это позволит со временем трансформировать не только Фонд “Самрук-Қазына”, но и всю экономику страны.

В то же время, как отметил член общественного совета ФНБ “Самрук-Қазына” Айдар КАЗЫБАЕВ, население ждет от “Самрук-Қазына” открытости и понятных каждому казахстанцу объяснений тех или иных действий топ-менеджмента Фонда. Поэтому он призвал руководство “Самрук-Қазына” чаще встречаться с казахстанцами, отчитываться не только перед экспертами, но и перед простыми гражданами.

Как заверили топ-менеджеры Фонда, работа в этом направлении ведется. В мае уже прошла встреча председателя правления АО “Самрук-Қазына” Алмасадама САТКАЛИЕВА с журналистами, в перспективе такие встречи, а также иные способы взаимодействия с населением станут регулярными.

Члены общественного совета также обратили внимание на то, что почти треть задач Фонда – это функции оператора по социально значимым направлениям. На сегодняшний день 36 из 143 видов деятельности – социальные направления. В их числе реализация газа на внутренний рынок, услуги по транспортировке газа, пересылка посылок, выплата пенсий и пособий, пассажирские перевозки и так далее.

Эксперты и члены общественного совета солидарны во мнении, что это очень важные направления деятельности, но отмечают, что население не всегда видит и понимает, насколько велика роль ФНБ в этих вопросах.

В связи с этим экономист Рахим ОШАКБАЕВ даже посоветовал топ-менеджерам АО “Самрук-Қазына” писать свои отчеты по-новому, взяв за основу отчеты коммерческих фирм, которые больше говорят не с профессиональными экономистами, а с населением. Ведь именно на простых казахстанцев и направлена вся деятельность Фонда.

Почему “Самрук” – не “Temasek”?

Также в ходе заседания от экспертов прозвучал вопрос: много лет назад АО “Самрук-Қазына” создавался как национальный аналог сингапурского Фонда национального благосостояния “Temasek”. Однако сингапурский фонд уже стал инвестиционным холдингом, роль которого в экономике страны минимальна, а вот “Самрук” до сих пор идет к этому статусу.

– Стремление стать инвестиционным холдингом у нас есть, но стоит помнить о том, что у нас в структуре портфельных компаний есть стратегические активы, по которым мы обязаны сохранить контрольную долю активов. Более того, среди наших аспектов деятельности есть социальные и регулируемые. А чтобы просто вкладываться в активы компании как инвестиционный холдинг, надо иметь лишь одну цель – извлечение прибыли, – напомнил Ернат Бердигулов.

Именно поэтому на данном этапе сравнение “Самрук-Қазына” и холдинга “Temasek” некор­ректно. Сингапур – это маленькое государство, состоящее, по сути, из одного города. А Казахстан – одна из крупнейших стран мира.

Поэтому вопрос благосостояния казахстанцев – это не просто получение максимальной прибыли от коммерческой деятельности, а постоянное создание крупных инфраструктурных проектов по всему Казахстану. На этом сейчас и сфокусировано АО “Самрук-Қазына”.

И такой подход признан и высоко оценен в мире – “Самрук-Қазына” смог войти в топ-20 ведущих фондов мира (United Nations) и топ-10 самых эффективных фондов (SWFI). Данные рейтинги свидетельствуют о положительной работе Фонда и его будущих перспективах.

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи