Опубликовано: 3700

В ближайшее время в продажу поступит автопарк Талгата Ермегияева

В ближайшее время в продажу поступит автопарк Талгата Ермегияева

"С паршивой овцы хоть шерсти клок!"

Вот уже несколько лет как государство взяло пословицу, вынесенную в начало статьи, за основу правосудия над коррупционерами и мошенниками и в обязательном порядке при вынесении обвинительного приговора по такого рода делам требует конфискации имущества осужденного. Благодаря этому госказну за 2 года удалось пополнить на 5 миллиардов тенге. Это, конечно, в разы меньше тех сумм, которые, по мнению суда, были украдены у страны, но лучше, чем ничего.

Сажают всех!

Казахстанской Фемиде скучать не приходится: едва ли не ежедневно суды отправляют на скамью подсудимых новые партии коррупционеров, мошенников и иже с ними. Суды над высокопоставленными чиновниками и крупными бизнесменами уже стали обыденностью. И практически каждое громкое разбирательство заканчивается обвинительным приговором и конфискацией имущества осужденных.

Казахстанцы еще помнят процесс над бывшими руководителями нацкомпании “Астана ЭКСПО-2017”. У главного фигуранта дела Талгата ЕРМЕГИЯЕВА, суд постановил конфисковать в доход государства по квартире в Астане и Алматы, земельные участки в Алматинской области, в Астане и Акмолинской области. Также доли: по 30 процентов в ТОО “Самбек” и ТОО “ТКМ”, в ТОО “Глобус Алматы” и в ТОО “Глобус Астана” – 50 процентов, в ТОО “Хозу-Транс” – 100 процентов, в ТОО “Рахат-Авто” – 18 процентов. Конфискации подлежали и деньги – 680 113 тенге в АО “Народный банк”, 5 600 долларов и 39 739 евро в АО “АТФБанк”, 13 тысяч евро наличных средств. Ну и, конечно, не забыл суд об автомобилях осужденного на 14 лет Ермегияева: Lexus 570 – 2010 года выпуска, Lexus 570 – 2014 года выпуска, Mercedes Benz 500 – 2009 года выпуска, Mercedes Benz S500 – 2014 года выпуска, все ушло в доход государства.

Или другое громкое разбирательство, но совсем по другой статье. За вымогательство в особо крупном размере, незаконное лишение человека свободы в 2015 году столичного бизнесмена Кайрата ЖУМАЛИЕВА приговорили к 13 годам колонии и конфискации всего имущества. В доход государства перешли 50 процентов доли осужденного в ТОО “PetroMunaiContract” и в ТОО “Паритет-2003”, 45 процентов – ТОО “HOST”, 60 процентов – ТОО “Империя Лото-2012” и 51 процент – ТОО “Villeroy KZ”. А также автомобили Lexus, Mercedes и Lamborghini, денежные средства на текущем счете в АО “Банк ЦентрКредит”, сберегательные счета и даже мобильные телефоны.

Теория и практика продажи конфиската

Часть из описанного выше имущества уже реализована, часть еще ждет своего часа.

– В целом с 2015 года, когда комитет госимущества нашего министерства начал заниматься реализацией конфискованного имущества, поступления от реализации составили 2,4 миллиарда тенге за 2015 год и 2,5 миллиарда тенге на 15 ноября 2016 года, – сообщил “КАРАВАНУ” вице-министр финансов РК Руслан ДАЛЕНОВ.

При этом на хранение конфиската за несколько лет уже было потрачено около 300 миллионов тенге.

– На осуществление соответствующих работ с имуществом, обращенным в республиканскую собственность по отдельным основаниям (в том числе хранение, оценка, транспортировка, уничтожение, экспертиза и т. д.), было затрачено в 2014 году – 97,2 миллиона тенге, в 2015 году – 162 миллиона тенге республиканских бюджетных средств (в том числе кредиторская задолженность 2014 года – 50 миллионов тенге). На текущий год в республиканском бюджете на эти цели предусмотрено 162,9 миллиона тенге, – предоставил расклад по тратам Руслан Даленов.

"Порше кайен" для бабули

И вроде выгода от продажи очевидна, но хлопот с такими доходами достаточно много. Сразу после конфискации через торговые сети на основе договора о госзакупках реализуются скоропортящиеся продовольственные товары, отобранные у осужденных телефоны, шубы, украшения и прочие промтовары, бывшие в употреблении, кроме автомобилей и антиквариата, которые продаются через аукцион. Ценные бумаги продаются через фондовую биржу. И, что примечательно, чаще всего с молотка имущество осужденных уходит за сущие копейки.

Так, Lamborghini Gallardo 2013 года выпуска Кайрата Жумалиева был продан за 30,5 миллиона тенге при оценочной стоимости 47,5 миллиона. Телефоны iPhone и Vertu столичного бизнесмена достались новым хозяевам за 128 841 тенге и 331 419 тенге – соответственно.

Как уверяют в минфине, за бесценок дорогие вещи продают не от хорошей жизни. Просто за более высокую цену никто конфискат брать не хочет. И хорошо, что хоть так забирают.

– Имущество, не реализованное по минимальной цене, установленной комиссией, пригодное для использования, безвозмездно передается в детские дома, дома престарелых и инвалидов, детские сады, школы, медико-социальные учреждения либо субъектам, предоставляющим специальные социальные услуги. В то же время имущество, не подлежащее дальнейшему использованию, и имущество, не реализованное по минимальной цене, которое не было востребовано, уничтожается по решению уполномоченного органа или местного исполнительного органа, – говорит Руслан Даленов.

Конечно, люксовый автомобиль или доля в работающей фирме вряд ли останутся невостребованными, но как знать…

Совсем скоро в продажу поступит автопарк Талгата Ермегияева. Несколько машин комитет госимущества уже предложил госорганам для пользования, но информации о том, согласились ли принять чиновники “Мерседесы” и “Лексусы” с такой негативной кармой, пока нет.

Мелочишко на молочишко

Впрочем, государство решило брать не ценой отдельных лотов, а их количеством. Тем более что все новые и новые небедные нарушители закона попадают на скамью подсудимых.

Так, совсем недавно закончились суды первой инстанции над “пивным королем” Тохтаром ТУЛЕШОВЫМ и “королевой гламура” Лилией РАХ.

У замышлявшего госпереворот Тохтара Тулешова суд постановил конфисковать денежные средства, находящиеся на карточных счетах Тулешова, Жумабаевой Ораскуль, Есенбаевой Надии, Сауканбековой Сауле, Нуралиной Дины, и деньги, изъятые в ходе обыска: 50 тысяч долларов, 18 105 долларов, 855 евро, 1 370 российских рублей, 15 турецких лир, 91 тысяча узбекских сомов, 5 миллионов 281 тысяча тенге, неустановленная иностранная валюта в количестве 29 купюр. И если с деньгами все более или менее скучно и понятно, то другие лоты по бросовой цене совсем скоро могут стать чьей-то собственностью: 9 домов и 9 земельных участков в Шымкенте, земельный участок в Туркестане, около 40 автомобилей, среди которых Bentley, Rolls-Royce, Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser и другие. Также в доход государству уйдут 183 единицы золотых изделий и 22 наименования оборудования для производства ювелирных украшений, коллекция мужских часов, 30 голов лошадей, из которых 11 являются высокопородистыми, один верблюд и две верблюдицы.

У обвиненных в похищении бизнес-партнера Лилии Рах и Мири Паз суд тоже постановил конфисковать имущество, однако какое именно в приговоре не указал. Как позже пояснила пресс-служба Алматинского городского суда, этот вопрос будет решен на стадии исполнения приговора. Однако судья Куаныш Арипов в приговоре отметил, что имущество должно быть взыскано ровно на ту сумму, которая была добыта незаконным путем. Сообщается, что у потерпевшего Хамро Суванова были отобраны дорогие часы, залоговые билеты на крупную сумму, два мобильных телефона. Кроме этого, были уничтожены золотые изделия Суванова. Также была переоформлена квартира в Ташкенте, принадлежащая родственникам потерпевшего. Стоимость вещей следствием не установлена. То есть вроде и надо что-то конфисковать, но что именно – непонятно, равно как и неизвестно, на какую конкретно сумму.

Не так давно стало известно, что у экс-премьер-министра РК Серика АХМЕТОВА, осужденного за коррупционные преступления в 2015 году, так до сих пор ничего не конфисковали. Причина – в приговоре не было точного списка имущества, которое должно перейти в доход государства. Впрочем, еще в ходе судебных разбирательств Серик Ахметов вернул государству 2,2 миллиарда тенге, которые, по версии следствия, присвоил ранее.

Ждет ли такая же судьба раскаявшуюся в похищении Хамро Суванова гламурную компанию – неизвестно. Но тут и вовсе пока рассуждать не о чем – о фактической конфискации можно будет говорить лишь после апелляции.

Да и стоит ли зацикливаться на уже отгремевших судебных процессах? Только за ноябрь в стране на взятках попались высокопоставленный чиновник минсельхоза, руководство холдинга “Байтерек Development” и куча функционеров рангом пониже. И у каждого суд найдет что конфисковать. Так что хотя бы часть затрат на их содержание в тюрьме точно окупится.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи