Опубликовано: 460

Успеть за 48 часов

Успеть за 48 часов Фото - Тахир САСЫКОВ

– Первое, что вы сделали сразу после вручения сертификата на миллион тенге?

– По домам – и спать! Мы же почти двое суток без сна. Устали. Я почти сутки после этого из постели не вылезал…

Есентай Курманбай и Илиас Ахметов победили в “Байтерек хакатоне” – форуме молодых разработчиков программных продуктов для Жилстройсбербанка. На все про все двум с лишним сотням претендентов, разбитым на 58 команд, дали всего 48 часов.

После первого дня осталось 24 команды. В финал вышли только 12.

– Есентай, организаторы – АО “НУХ “Байтерек”, его “дочка” АО “Qaztech Ventures” и АО “Жилстройсбербанк Казахстана” – сказали, что чуть ли не за месяц раздали всем участникам задания от банка.

– Мы специально не готовились. Решение придумали на месте. Помогли консультанты банка. У Илиаса опыта больше: он работает в одной крутой компании. Я учусь на I курсе Международного университета информационных технологий. Но с 8-го класса занимаюсь программированием. Участвовал в разных хакатонах, конкурсах. Так что для меня это не первый опыт.

Справка “КАРАВАНА”

Хакатон – слагаемое из двух слов – “хакер” и “марафон”. За короткий срок участники этого “забега” должны сочинить для заказчика инструмент, который позволит ему улучшить свою работу.

– Как собираетесь потратить приз?

– Вложимся в развитие проекта…

Задание себе чемпионы выбрали непростое. Случается, что менеджеры банка вносят в базу данных информацию о клиенте с ошибками. За это их строго наказывают. От этого, правда, ни банку, ни клиенту не легче. Ахметов и Есентай придумали, как обойти эту беду. И победили!

По словам председателя правления Жилстройсбербанка Ляззат Ибрагимовой, на хакатоне у ЖССБ было две сверхзадачи: решить свои проблемы и найти себе креативных сотрудников.

Ляззат Ибрагимова

Ляззат Ибрагимова

– Более 50 процентов наших вкладчиков – люди до 45 лет. 30 процентов – моложе 30 лет. Это мобильное поколение. Через пару лет наш банк будет предоставлять им 70 процентов своих услуг в онлайн-режиме. Мы понимаем их запросы и ожидания. Я тут, чтобы увидеть новые лица и горящие глаза.

– Вы их увидели, Ляззат Еркеновна?

– Самые талантливые – это наши будущие работники. У них было 48 часов, чтобы сорвать джек-пот. Сегодня в Жилстрой­сбербанке полтора миллиона вкладчиков. С начала года открыто почти 350 тысяч новых депозитов. 45 тысяч семей приобрели свое жилье через нас. Если считать с детьми – это за 200 тысяч человек. Больше, чем население Талдыкоргана или Кокшетау!

Чтобы расширить клиентскую базу, нам нужны новые инструменты, которые позволят упростить, сделать прозрачнее отношения вкладчиков и банка.

Те ребята, которые покажут себя интересными командами, получат возможность либо работать в нашем банке, либо работать по его заказам. Человек, который точно знает, куда идет, всегда сумеет проложить себе верный путь…

Председатель правления АО “Qaztech Ventures” Жандос Шаймарданов не полез за словом в компьютер:

– У нашего холдинга две задачи: внедрение инноваций и помощь перспективным стартапам. Хакатон – отличная площадка. Тут генерируются идеи. Почему Жилстройсбербанк? Потому что у него больше всех клиентов. И любая инновация, реализованная в нем, сразу видна всем.

– Несколько лет назад, чтобы решить такие проблемы, приглашали иностранных специалистов. А тут отечественные студенты.

– Мы должны создать рынок своих разработчиков. Если казахстанские айтишники и финансисты здесь найдут общий язык – а они главные участники проекта – это может стать хорошим началом для многих стартапов.

Жандос Шаймарданов

Жандос Шаймарданов

– Структура и схема работы ЖССБ – это калька с немецкого “Баушпаркассе”. Не проще ли было взять за основу технологии, которыми пользуется этот банк? Иначе есть риск наступить на грабли.

– Согласен. Не исключаю, что те идеи, которые придут в голову участникам хакатона, уже где-то, когда-то, кем-то были придуманы. Но на 100 процентов германские сервисы нам не подойдут. Задача не в том, чтобы создать совершенно новую идею. Даже если взять какую-то зарубежную технологию, ее все равно надо адаптировать под наши шаблоны. У ЖССБ своя структура, свои правила, свои ограничения. Понятно, что Жилстрой использовал опыт работы “Баушпаркассе” – концептуально, стратегически. Но тут нужны свои микросервисы, какие-то дополнительные настройки для работы с клиентами.

– 48 часов – это нормально?

– Вполне. Все критерии для проектов уже расписаны.

Управляющий директор АО “НУХ “Байтерек” Адиль Нургожин обозначил задачу проекта еще проще:

– Чтобы стать программистом, не надо оканчивать вуз. Высшее образование даже может навредить. Чтобы “выпилить” какой-то продукт – хватит полугода обучения-натаскивания. Ну и талант. Дальше – включай фантазию. Ищи, дерзай, лови алгоритм, стучись в любые двери.

– Что вы ожидаете от этой площадки?

– Получить проекты, которые можно монетизировать. Жилстрою надо повысить эффективность своих продуктов, упростить бизнес-процессинг. Мы донесли это до участников конкурса. А потом попробуем все это реализовать.

Адиль Нургожин

Адиль Нургожин

– Девиз этого хакатона “Нам нужны ваши мозги!” – ваш запрос?

– Это запрос всех наших институтов развития.

4 проблемы – 4 ступени к успеху

Что нужно было Жилстрой­сбербанку в этой игре?

Председатель правления ЖССБ Ляззат Ибрагимова ни на минутку не задумалась перед по-хорошему дерзкой и очень шумной аудиторией:

– Миссия банка – научить людей копить и сберегать накоп­ленное. Первая наша задача – стимулировать именно это. Вторая: упростить взаимосвязь между менеджерами и вкладчиками банка. Клиентов надо научить лучше понимать наши процессы. Это повысит их заинтересованность в наших продуктах. Третья: мы должны скрасить ожидание человека в очереди – надо сделать этот процесс менее утомительным. Четвертая: нам нужно было сделать банковские процессы более прозрачными и простыми. Это поможет развитию разных подразделений и департаментов банка…

– Поднимите руки, – сказала председатель правления ЖССБ перед стартом, – кто из вас с понедельника начинал худеть (хохот в зале), учить английский, заниматься с детьми, учить их играть в шахматы, читать?.. И вот наступает понедельник. Дети уткнулись в свои гаджеты, родители – тоже. Какие шахматы, какой английский? Вот то же самое и с накоплениями... А мы стремимся к онлайн-технологиям.

Чтобы нашему клиенту было удобно и просто. Чтобы и он, и банк экономили время и общались максимально эффективно.

Вам нужно создать такой инструмент. Продукты нашего банка довольно сложные. Человеку с улицы сразу не разобраться. Вы должны помочь нам улучшить клиентский сервис. Мастер-классы, семинары, консультанты и менторы помогут вам. Задача понятна? (нестройный хор: “да!”)

Почти все участники отказывались называть свои фамилии. Сказали, что это дурная примета (видать, богатый опыт).

Второкурсники одного университета Адал и Руслан перед началом марафона демонстрировали спокойствие. По их словам, они пришли реализовать здесь свои идеи. Деньги – только приятный бонус.

Главный приз – возможное трудоустройство. Их конкурент Алексей: “Меня такая конкуренция только заводит. Четыре задачи – четыре вызова. Я знаю, за счет чего можно победить”. Четверокурсница Алия прямо заявила, что пришла за деньгами. У нее уже четыре такие битвы за плечами и дважды была в призерах. – Тогда ни пуха! – К черту! (И сплюнула через левое плечо раз пять.)

Когда и проигравшие становятся победителями

– На этой площадке мы дали шанс всем желающим, – сказал после презентации Адиль Нургожин. – Новое поколение может предложить новые решения. У всех были шансы разработать свой продукт, который, если там есть рациональное зерно, может “выстрелить” и в какой-то другой компании нашего холдинга. Ребята сами решали, кто и с кем станет работать над проектом. Критерии известны: оригинальность замысла, макет, интерфейс, функциональность, возможность реализации.

– Ну да, одна голова – хорошо. А гуртом и батьку бить легче.

– Мы никому никого не навязывали. Хочешь работать один – не вопрос. Но в каждой команде – не более пяти человек. Главное – чтобы команды не распались, продолжали работать. Это ключевой момент. Да, некоторые проекты требуют доработки. У нас шесть инкубаторов уже привлекли инвестиции более чем на 100 тысяч долларов. Кому на этом хакатоне не повезло – могут работать и набираться опыта в них.

– В этой шумной и не очень дисциплинированной аудитории много проигравших. Места на пьедестале почета, как обычно, хватает не всем. Вы будете держать их “на радаре”?

– Конечно (оглядывается на зал). Мы держим на прицеле все стартапы в Казахстане. Знаем вузы, которые готовят “наших” специалистов. Даже деньги под них готовим. Отслеживаем все студенческие команды, всех выпускников. Поэтому одна из наших целей на этом хакатоне – сохранить хотя бы 12 команд, которые пробились в финал. Такие марафоны наращивают опыт, стимулируют генерировать идеи. Даже если попадаются сумасшедшие идеи – их не надо бояться. Такие иногда все-таки выстреливают!

Специалисты Жилстрой­сбербанка были призваны консультировать команды.

– Да они с первой же минуты начали охоту за лучшими головами!..

– Три минуты на защиту проекта перед жюри – не мало?

– Хватает, если все сделано правильно…

“Приговор” на хакатоне выносила глава Жилстройсбербанка Ляззат Ибрагимова. Третье место разделили две команды – “Чайный пакетик” и “Muse”. Им досталось по 200 тысяч тенге. Второе место у “GoCode” – 600 тысяч. Ну а первое – вы уже знаете – заняла команда со смешным названием “Пожилые”. Глава ЖССБ заявила, что готова начать с ними работать. При этом со всеми 12 финалистами хакатона банк намерен вплотную сотрудничать.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи