Опубликовано: 230

Услышьте глас детей, взрослые!

Услышьте глас детей, взрослые! Фото - Sputnik Казахстан

Как защитить самую уязвимую часть нашего общества – детей?

Об этом говорили на национальной конференции, организованной региональным представительством “Penal Reform International” (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии совместно с мажилисом и министерством образования и науки.



Маленький человек – большие права

Специальным гостем конференции стала вице-президент Комитета ООН по правам ребенка Ренате ВИНТЕР.

– Казахстан – страна, реализующая политику в области справедливого уголовного правосудия для детей, отвечающую требованиям Конвенции ООН по правам ребенка. Однако все еще есть ряд вопросов, требующих отдельного внимания как государства, так и общества, – заявила она и напомнила, что, согласно Конвенции, запрещено наказывать ребенка “за что-то, за что вы не можете наказать взрослого человека”.

– Это означает дискриминацию. Если ребенок не посещает школу, есть социальные службы, которые должны вернуть его туда или убедить родителей, что те неправильно его воспитывают. Это работа и долг каждой страны – члена ООН. А спецшколы – это всегда тюрьмы.
Второй момент – так называемое асоциальное поведение. Что это такое, скажите мне, пожалуйста. Можете вы дать мне здравое определение? Может, я под этим понимаю что-то другое, нежели вы. Под асоциальное поведение можно что угодно приписать. И это не тот термин, который должен быть включен в законодательство. Определение преступления присутствует в законе, понятие ребенка в контакте с законом тоже есть – и все эти определения здравые. А асоциальное поведение не является таковым! Поведение детей, которые ведут себя плохо в школе, не слушают родителей, конечно, нужно корректировать, но нельзя наказывать самой серьезной мерой наказания – помещением в закрытое учреждение. В Казахстане хотят изменить названия спецшкол для трудных детей

Лучшие специалисты – для тех, кто в колонии

Госпожа Винтер напомнила, что в этом году отмечается 30-летие Конвенции ООН по правам ребенка.

– И есть определенная повестка дня по устойчивому развитию. Из 16 целей устойчивого развития 9 важны для детей: искоренение бедности, голода. Важный пункт – здоровье, мы говорим не только о смертельно опасных или инфекционных заболеваниях, ВИЧ, но и о тех, у кого пороки развития, мы говорим о детях с инвалидностью. Что вы делаете для них, чтобы расширить их возможности стать членами общества, включить, а не исключать из социума, не прятать в отдельные школы, где их никто не видит и где они не беспокоят и уже не интересуют нас! – задалась резонными вопросами представитель Комитета ООН. – Что вы делаете в отношении идентичности детей, если, например, мы говорим о беженцах, иностранцах, сыновьях и дочерях мигрантов? Хотя у вас не такие большие эти категории. Вы уверены, что все дети в вашей стране имеют доступ к образованию, медицине? Страны – участницы Конвенции ООН по правам ребенка ответственны за каждого ребенка, который находится на их земле, не важно, коренной это житель или из этнических меньшинств.

Также Ренате Винтер подняла вопрос качества образования:
– Вы уверены, что все в вашей стране получают качественное образование? А в колониях, как вы думаете, там оно такое же хорошее, как в элитных заведениях? Вы проверяли это? Почему так происходит, что все, кто не получил хорошего образования и в последующем хорошей работы, – именно они попадают в систему закрытых учреждений?..

Если я правильно все понимаю, в закрытые учреждения попадают только те дети, которые реально очень трудные? Тогда им нужно предоставлять самых лучших учителей, самых опытных врачей, а не второсортных специалистов.

Дети за трибуной ООН

– Мы получаем информацию от государства, но нам интересны и так называемые теневые доклады от НПО. Данные государства – члена ООН – это одна сторона, но если мы не будем получать отчеты от НПО, от омбудсменов, картина будет неполной. Также мы используем нововведение, возможно, в следующий раз вы тоже будете это делать: к нам поступают доклады от детей, НПО и школы иногда помогают их готовить. И мы посещаем некоторые страны, которые позволяют своим детям приезжать в Женеву и высказывать свою точку зрения, – отметила вице-президент Комитета ООН по правам ребенка.

Кстати, как рассказала вице-ректор Академии правосудия Назиля РАЗЗАК, впервые в истории Казахстана детей пригласили в суд, где они задали вопросы служителям Фемиды и рассказали о своих проблемах и нуждах. А Ренате Винтер завершила выступление темой возвращения детей из боевых зон.

– Это прекрасный пример вашей практики, чтобы экспортировать ее, – считает она.

Сегодня сэкономили – завтра получили беды

Председатель комитета по охране прав детей МОН Ержан ЖИРЕНБАЙ в свою очередь сообщил, что в специальных школах содержатся 170 человек, из них 16 – в спецшколе для детей, совершивших уголовные преступления, но не достигших возраста уголовной ответственности. Количество несовершеннолетних на учете в органах полиции – более 7,5 тысячи, из них около 80 процентов – на списочном учете, 20 процентов – на профилактическом учете. Законодательные возможности с этого года позволяют создавать для детей центры поддержки.

Между тем замдиректора Казахстанского международного бюро по правам человека Роза АКЫЛБЕКОВА считает, что комитет по охране прав детей должен быть выведен из ведомства МОН:
– Потому что дети обладают абсолютно всеми правами и свободами, а ведомственная принадлежность не дает комитету работать в серьезной мере. И Комитет ООН поднимает этот вопрос. Здорово, что появился институт уполномоченного по правам ребенка, но невозможно добиться хорошей политики для детей без инвестиций, достаточных финансовых ресурсов. Если мы экономим на родных детях, будут плохие кейсы. Лучше отменять награды высокопоставленным лицам и давать деньги на политику в интересах детей.

Региональный директор PRI в Центральной Азии Азамат ШАМБИЛОВ в свою очередь сообщил, что в местах лишения свободы сейчас содержатся 47 подростков – в колонии для мальчиков, 1 девочка в локальном участке женской колонии.

– Тревогу вызывает содержание детей, которые вынуждены находиться в МЛС в связи с отбытием наказания их матерей. Данный вопрос на протяжении многих лет поднимается, но нет кардинальных изменений. Также важно отметить количество детей на учете службы пробации. Так, ежегодно из 64 тысяч граждан, проходящих по учетам службы пробации, менее 1 процента – это несовершеннолетние, в том числе 35 процентов – обвиняемые, 65 процентов – подозреваемые. Одномоментно на учетах службы пробации состоит 130 детей. В отношении 98 применена альтернативная мера – в виде ограничения свободы, 30 – условное осуждение и только 1 случай – назначение общественных работ, – акцентировал Азамат Шамбилов.

Отметим, введенные в этом году законодательные изменения увеличили список учреждений, которые могут посещать представители национального превентивного механизма с целью превенции пыток и жестокого обращения с детьми. Теперь этот перечень включает 216 учреждений.

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи