Опубликовано: 3100

Умение бодро рапортовать, или Как в Жамбылской области строят “потемкинские” заводы

Умение бодро рапортовать, или Как в Жамбылской области строят “потемкинские” заводы

Из Тараза в села области движется автокараван. Фуры везут 20 наименований продуктов питания первой необходимости, которые будут продаваться по сниженным ценам. На борту – врачи, социальные работники, специалисты выплатного центра и… политологи. Зачем –

спросите вы. Они “выступят с лекциями, в которых расскажут о достижениях Казахстана за годы независимости”, – сообщает официальный веб-сайт акимата Жамбылской области. Видимо, сам процесс специальной доставки продуктов первой необходимости жителям села не является красноречивым доказательством достижений, нужна еще специальная разъяснительная работа.

Мне кажется, это – идеальная иллюстрация того, как развивается Жамбылская область. Если б ее аким Карим Кокрекбаев был средневековым рыцарем, на его щите следовало бы выгравировать девиз: “Не важно, кто победил, важно уверенно отрапортовать о своей победе”.

За первую пятилетку Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, то есть в 2010–2014 годах в Жамбылской области появилось 33 проекта, что позволило создать пять тысяч новых рабочих мест. Классно? А то!

Один нюанс. Как минимум, 40 процентов этих производств либо вообще стоят, либо работают с мизерной загрузкой.

Например, “Алкопищепром” в Меркенском районе не работает. Это  одно из ведущих предприятий Казахстана в производстве крепких алкогольных напитков. С какой помпой в апреле 2013 года открывали здесь линию по производству соков и консервированных овощей! И вот спустя меньше чем два года выясняется: на продукцию нет спроса. Я уж не знаю, коснулась ли эта напасть только соков или затронула и водку тоже, но факт налицо. На одном из совещаний г-н Кокрекбаев сетовал, что область лишилась 400 миллионов тенге поступлений в бюджет в виде одних только акцизов.

Еще одна ласточка индустриализации по-жамбылски – Таразский металлургический завод. Его создали на базе химзавода, почившего в бозе. На металлургическом наладили производство ферросплавов. Новое производство позволило создать 1 600 рабочих мест. Завод открыл даже представительство в Москве, чтобы отправлять продукцию на экспорт.

“Бриллиантовый дым” рассеялся довольно быстро. Вначале начались перебои с поставками сырья, потом возникли финансовые проблемы, начали задерживать зарплату рабочим. В конечном итоге все рабочие разбежались кто куда, а печи от простоя пришли в негодное состояние. Интересно, эти 1 600 рабочих мест, которые были созданы, но затем столь же благополучно потеряны, входят в магическое число “5 000” – результат первой пятилетки ФИИР в Жамбылской области?

Кстати, в программу второй пятилетки Жамбылский облакимат умудрился включить реализацию второй фазы – расширения производства на все том же металлургическом заводе! То есть машина не едет, колеса отвалились, движок не работает, а мы хотим сделать из нее гоночный болид!

То же самое произошло со многими другими проектами. К примеру, ТОО “Курылыс полимер”, завод по производству полимерных изделий, ориентированных на применение в дорожной и общестроительной индустрии, работает едва ли не на половину своей мощности. Почему? Сырье привозное, оно дорожает: если в 2014 году тонна полипропилена стоила 280–300 тысяч тенге, то сегодня – 450–500 тысяч тенге. Поэтому вместо 300 человек здесь фактически заняты работой 140. А ведь это завод презентовали Президенту РК в ходе телемоста, расписывали перспективы. И действительно, все было придумано руководством области прекрасно – современно, инновационно, спрос есть, кадры есть, деньги из бюджета дали… Вот только одна маленькая деталь разрушила мираж – не может быть эффективным производство, завязанное на импорт сырья, изделия из которого поставляются прежде всего на внутренний рынок.

Не об эффективности думали – о громких рапортах!

Столь же удручающая ситуация на таких предприятиях, как “Куликовский молочный продукт”, “Умит-Кордай”, Vista International, Central Asia Gold Production, Talas Investment Company, “Казфосфат” (производство гексаметафосфата и серы), “Энерджи-Тараз”, “Та-Мак”, “Карат-V”, “Арайстроймаркет-2030”, “Запчасть” и “ПОШ-Тараз”.

Эффективность столь массового внедрения нежизнеспособных проектов, в которые вбухиваются бюджетные средства или привлекаются займы либо инвестиции под государственные гарантии, можно описать двумя фразами из известной басни:

– А много ль корова дает молока?

– Так мы молока не видали пока!

Знает ли аким области Карим Кокрекбаев про эти проблемы? Знает. Что он по этому поводу говорит? Честно говоря, он особо в детали не вдается. На брифинге в Астане в декабре прошлого года он ответил так:

– Эти проекты, которые были в 2013–2014 годах, мы планируем в 2016 году вывести на 70–80 процентов мощности, а в 2017-м они выйдут все на 100 процентов.

Как? Какими такими волшебными методами? Этой тайны г-н Кокрекбаев не раскрыл. Видимо, мы должны ему верить на слово.

19 февраля Карим Кокрекбаев будет выступать с отчетом перед населением области. Тезисы уже опубликованы в местной прессе, так что мы уже знаем, что он будет говорить. Он будет говорить, что все хорошо, даже о тех сферах, где все плохо.

В 2015 году промышленными предприятиями области произведено промышленной продукции на 274,5 миллиарда тенге. Еще месяц назад, выступая перед молодежью, аким области называл другую цифру – 242,6 миллиарда тенге. Ну, видимо, не все учли, ошиблись. Правда, откорректированная цифра удивительным образом позволяет отчитаться, что производство не упало – в 2014 году предприятиями области было произведено продукции на сумму 274,3 миллиарда тенге. То есть вроде как за год ситуация в промышленности области не ухудшилась, а даже улучшилась.

Да, это был кризисный год, да, 2015 год для экономики Казахстана был не самым лучшим, да, в Жамбылской области целый ряд предприятий в прошлом году не работал – но все эти факторы на основные показатели не влияют. Нет, конечно, сокращены объемы добычи в горнодобывающей отрасли, сокращены объемы производства в обрабатывающей промышленности, но в целом промышленность выросла! Как? А вот так, совершенно волшебным образом, ведь Жамбылская область – это особая территория, со своими экономическими законами.

В 2015 году было реализовано шесть инвестиционных проектов, что позволило создать 425 рабочих мест. Среди них, к примеру, ТОО “Әулие-Ата феникс” – проект по глубокой переработке мяса. И не важно, что там даже строительные работы завершены лишь на 70 процентов – аким считает, что все уже работает.

И планирует на 2016 год еще 12 инвестиционных проектов. Точнее, планировал – вторую фазу на Таразском металлургическом придется вычеркнуть, как и еще два проекта на многострадальном заводе “Запчасть”.

Можно делать вид, что во всем виноваты нерадивые исполнители, что опереться акиму не на кого – кругом одни бездари! – но в конечном итоге правды ведь не скрыть. То, что происходит в области, – не случайность, а закономерность, объясняемая линией поведения акима Кокрекбаева.

Такое впечатление, что идет гонка – нужно открыть как можно больше проектов. И не важно, что они не просчитаны с точки зрения эффективности, не важно, что они закрываются почти сразу после открытия, не важно, что не приносят ожидаемого результата в виде рабочих мест и налогов. Важно отчитаться.

Президент в конце прошлого года предупредил, что объем привлеченных инвестиций будет одним из критериев оценки работы акимов. Карим Кокрекбаев, видимо, понял так, что все другие критерии отступают на задний план.

В результате экономика Жамбылской области все хуже и хуже. И нужно отправлять жителям села автокараваны с продуктами питания, чтобы они – не дай бог! – не забыли накануне выборов, как хорошо развивается экономика их родной области.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи