... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Укрощение войлока

31.08.2012

Коллекции казахстанского дизайнера Аи БАПАНИ неизменно производят сенсации на Неделях моды. Ее работы из войлока никого не оставляют равнодушным, сейчас она – один из самых востребованных модельеров. Чтобы узнать, как из мотка шерсти получаются элегантные пиджаки и платья, “КАРАВАН” побывал в студии модельера.

С миру – по шерсти

Войлок для кочевников был одним из главных материалов, необходимых в быту. Юрты, ковры, одежда, украшения – сфера его использования была и остается весьма широкой. Сейчас казахстанские мастерицы продолжают традиции предков и активно используют этот материал для создания экологичных и практичных изделий. Но кто бы мог подумать, что из войлока можно делать ультрамодные наряды, которые смотрятся очень органично на фэшн-подиумах.

Чтобы создавать из войлока современную одежду, дизайнер Ая Бапани разработала собственную технологию. И некоторыми секретами она поделилась с корреспондентами “Каравана” в своей студии.

Создавать одежду из войлока – занятие весьма монотонное, кому-то даже покажется, что нудное. Но конечный результат того стоит.

– Хочу показать вам, как я работаю над созданием простой кофточки. На это обычно уходит целая неделя, – рассказывает Ая. – Для начала нам нужно выложить на подклад шерсть. Чтобы она была необходимой толщины, я ее взвешиваю.

Ая достает мотки шерсти самых разных цветов и, выбрав два из них, начинает отрывать небольшие кусочки и выкладывать их на материал.

– Очень важный момент: один слой я кладу в одном направлении, второй – в другом. Это придает вещи прочность и хорошее качество. Кроме того, после стирки одежда не меняет форму и не скатывается, как тесто.

– Какую шерсть вы используете?

– Я зациклена на качестве всех деталей, необходимых для создания одежды. Шерсть привозят на заказ из Австралии, там она очень мягкая и нежная. Можете сами убедиться, – продолжает дизайнер и дает нам пощупать моток шерсти. – Есть у меня шерсть и отечественного производства, но она довольно грубая. Ее в основном использую для создания настенных панно.

За разговором Ая продолжает создавать будущую кофточку. По словам девушки, больше всего времени уходит на вечерние платья – работа длится целый месяц.

– Люди только сейчас начинают понемногу носить вещи из войлока, – продолжает мастер, – кто-то до сих пор считает, что носить такую одежду негигиенично, что от нее сыпь на коже появляется. Еще одно заблуждение, что если попадете под дождь, то такая вещь начнет специфически пахнуть. Это неправда.

Спустя несколько минут работа над подкладом кофты заканчивается и начинается следующий этап – скатывание шерсти.

Мыло в помощь

Процесс скатывания происходит согласно традиционным методам с добавлением некоторых новшеств. Ая накрывает подклад платком, сбрызгивает водой и натирает куском обычного мыла.

– Валяние превращает наши слои в крепкую ткань, – продолжает рассказывать о технологии Бапани. – В процессе можно увидеть некоторые недочеты, станут видны места, где шерсти не хватает, и есть возможность ее добавить.

– Пока вы скатываете шерсть, можете рассказать, с чего началось ваше увлечение войлоком?

– Я всегда знала, что пойду в эту сферу. Тем более мои родители – художники. Когда была маленькой, они много работали в студии, и времени, чтобы играть с детьми, у них почти не было. Но я крутилась рядом и пыталась повторять за взрослыми. Так начала делать бусы, шляпки и сумочки.

– Значит, ваши родители особо не возражали?

– Поначалу меня отдали в химико-биологическую школу. Родные хотели, чтобы я занялась чем-то другим. Ведь профессия художника финансово очень нестабильная. Сегодня твои работы продаются, а завтра нет. Но в школе я поняла, что химия – не мое, и перешла в колледж учиться на дизайнера. Там и стала шить одежду.

На этих словах этап валяния был завершен, но теперь надо было позаботиться о художественном оформлении вещи.

Вживить шелк, вытянуть грудь

– Почти все свои вещи я украшаю нацио­нальными узорами, – говорит Ая, доставая из шкафа коробочку с разноцветными нитями. – Для этого я использую волокна шелка. Берем понравившийся цвет и выкладываем его на наш слой. Когда мы его скатываем, шелк сливается со слоем в одну ткань. Плюс, когда кофта будет готова, узор будет блестеть.

Молодая девушка начинает “рисовать” простейший узор и на наших глазах с помощью уже известных платка и мыла “вживляет” его в ткань.

– Также надо правильно рассчитать размеры: сейчас ткань выглядит большой, но потом она сядет, и получится совсем небольшая кофточка. После того как узоры готовы, нужно спрессовать наш материал.

После прессования Ая ведет нас на балкон своей студии и показывает на манекене полученный после нескольких этапов результат.

– Сейчас это бесформенная масса, – смеется Ая, – но с нее начинается самый интересный этап. Тут я работаю, как скульптор, и придаю ткани форму. “Вытягиваю” грудь, талию, плечи. В общем, подгоняю под необходимые размеры. После всего этого вещь окончательно готова.

Для наглядности дизайнер показывает нам некоторые свои готовые работы.

– Вот эти платья из моей новой коллекции, вы первые, кто их увидел!

– А где одежда с ваших прошлых показов?

– Что-то купили, что-то лежит в другой студии. Еще у меня часто берут одежду напрокат. Вот сегодня один журнал попросил некоторые вещи для какой-то фотосессии.

– Где, кроме Казахстана, можно будет увидеть вашу новую коллекцию?

– У меня уже были показы в других странах – России, Узбекистане, Турции, Швейцарии. Теперь попробую осуществить показ в Италии.